6 джумада аль-ахира 1184 года от Хиджры (16 (27) сентября 1770) в Бендерской крепости произошло самое кровопролитное сражение русско-турецкой войны 1768 —1774 гг. Утомленный двухмесячной осадой 18-тысячный турецкий гарнизон оказал ожесточённое сопротивление противнику, но русская армия, потеряв пятую часть солдат, решила поставленную перед ней задачу. Когда императрице Екатерине II сообщили об этом, она воскликнула: "Чем столько потерять и так мало получить, лучше было и вовсе не брать Бендер". В 1774 году, после заключения Кючук-Кайнарджийского мирного договора, Бендеры снова и ненадолго отойдут к Османской империи, но Россия закрепит за собой огромные территории в Северном Причерноморье.

После того как в 1538 г. султан Сулейман I присоединил Молдову к османским владениям, в местечке Тигина на правом берегу Днестра началось строительство крепости по образцу западноевропейских бастионов. Из-за своего расположения крепость получила название Бендеры, что на фарси означает "порт на берегу реки". С внешней стороны стены были обнесены высоким земляным валом и глубоким рвом, который никогда не заполнялся водой. Внутри крепость общей площадью около 20 га делилась на верхнюю и нижнюю части и на цитадель. Благодаря своему удачному расположению на высоком берегу реки, она на протяжении почти 300 лет служила важным опорным пунктом турок в регионе. Согласно свидетельству Эвлии Челеби, Бендерская крепость была построена известным архитектором Синаном. В различных источниках о работах этого мастера ни разу не упоминаются крепости. Но в пользу сообщения Эвлии Челеби говорит тот факт, что Синан действительно принимал участие в бессарабском походе Сулеймана I.

Во время русско-турецкой войны 1768 — 1774 гг. задача по овладению Бендерами была возложена на вторую русскую армию под командованием графа Панина. В 1769 г. генерал-аншеф не стал выдвигаться к крепости из-за отсутствия осадной артиллерии. В начале июля 1770 г., получив все необходимое вооружение, войска переправились через Днестр, а 15 июля приступили к осаде Бендер. Среди участников тех событий были Михаил Кутузов, Михаил Каменский и Пётр Пален, которые впоследствии составят цвет русского генералитета, и будущий предводитель крестьянского восстания Емельян Пугачёв.

На протяжении двух месяцев крепость подвергалась непрерывным бомбардировкам и атакам, но защитники крепости, несмотря на отсутствие подкрепления, самоотверженно оборонялись. Русский историк Сергей Соловьев пишет: "Вторая армия в числе 34000 человек была задержана упорным, отчаянным сопротивлением турок в Бендерах". 10 сентября граф Панин уведомил главнокомандующего русской армией Румянцева о том, что "Бендеры продолжают сопротивляться с чрезвычайным упорством", и попросил его срочно отправить ему подкрепление. Осознавая стратегическую важность крепости, Румянцев отправил на помощь осаждавшим два отряда и офицеров-добровольцев из первой армии. Цена битвы за Бендеры оказалась столь высока, что перед решающим штурмом русское командование объявило о следующей награде тем, кто взберётся на вал первым: офицерам — присвоение чина через одну ступень, а солдатам по 100 целковых.

Вечером 15 сентября 29 гренадерских и 29 мушкетёрских рот начали штурм крепости. В десятом часу вечера минными фугасами весом 400 пудов пороха был взорван вход. Внутри бастиона возник сильный пожар. Через образовавшиеся бреши в стене штурмующие войска стали проникать в крепость. Турецкий гарнизон открыл по противнику сильный огонь, но он был малоэффективен из-за темноты. После того как защитники были сбиты с крепостного вала, на улицах и в домах города разгорелись кровопролитные рукопашные схватки. Неся тяжёлые потери, нападавшие медленно продвигались при свете пожарища к последнему оборонительному рубежу турок — замку. Опасаясь, что осаждённые могут перейти в контратаку, Панин бросил в бой все армейские резервы. Он даже приказал кавалерийским эскадронам спешиться, чтобы прикрыть тыл штурмующих. Яростное сражение длилось всю ночь. Лишь на следующий день гарнизон сложил оружие. Защищать было практически нечего: пожар уничтожил всю крепость.

Русская армия во время штурма потеряла убитыми около 6000 тысяч солдат и офицеров, а ранеными — около 2000. Турок постигла еще большая трагедия: когда падение крепости стало очевидно, многие воины расстреляли своих жен и детей, чтобы не допустить их попадания в руки русских солдат. Около пяти тысяч турецких воинов погибли, и лишь двум тысячам удалось вырваться из окружения. Русские захватили в крепости 348 орудий и несколько тысяч пленных, но радость победы была омрачено высокой ценой, которую пришлось заплатить за нее. В Петербурге известие о случившемся вызвало неоднозначную реакцию. Екатерина II была недовольна тем, что город, превращенный в руины, унес жизни стольких солдат и офицеров, но тем не менее наградила Панина орденом Святого Георгия первой степени. После этого он был отстранен от командования и проживал в Москве, не скрывая своей обиды на императрицу. Про него снова вспомнили в 1774 г., когда понадобилась твердая рука для подавления восстания Пугачева, и генерал-аншеф успешно справился и с этим поручением.