7 джумада аль-ахира 1123 года от Хиджры (12 (23) июля 1711) под румынским городом Яссы был заключён Прутский мирный договор между Турцией и Россией. 38-тысячная русская армия во главе с Петром I была окружена у Новой Станилешти 120-тысячным османским войском под командованием великого визиря Балтаджи Мехмед-паши и 70-тысячной конницей крымских татар под предводительством Девлет II Гирея. Для того чтобы сохранить армию и избежать пленения, Пётр I был готов отказаться от всех русских завоеваний на юге и на севере, кроме Ижорской земли, за которую в крайнем случае предлагалось отдать Псков. Фельдмаршал Шереметев отправил туркам послание с предложением о перемирии. Несмотря на несогласие крымского хана и польского военного советника Понятовского, после очередной неудачной атаки Балтаджи Мехмед-паша склонился к миру. Вечером 10 июля граф Борис Шереметев и дипломат Петр Шафиров вступили в переговоры с визирем, 11 июля были согласованы детали договора, а 12 июля мирный договор был подписан. События на реке Прут привели к временной утрате Россией выхода к Азовскому морю и потере недавно построенного южного флота, который был продан османам. Азов будет окончательно включен в состав Российской империи лишь спустя 25 лет.
Прутский поход был центральным событием русско-турецкой войны 1710 — 1713 гг. В это время Россия вела Северную войну (1700 — 1721) против Швеции и коалиции северо-европейских государств за выход к Балтике. После поражения в Полтавской битве (1709) шведский король Карл XII укрылся в османской крепости Бендеры (Молдавия). Добиваясь высылки Карла XII, Пётр I стал угрожать войной Турции, но в ответ султан Ахмед III сам объявил войну России. Османы желали вернуть себе стратегически важную крепость Азов, которую русские войска захватили в 1696 году, и предотвратить появление российского флота в Азовском море. Россия, со своей стороны, окрылённая успехами на севере, преследовала более масштабные цели, надеясь поднять на борьбу с турками православные народы Юго-Восточной Европы. Это предопределило наступательный характер войны со стороны России. Царские войска отправились в поход на Крым и Кубань против крымских татар, союзников Османской империи, а сам Пётр I, опираясь на помощь правителей Бессарабии, решил совершить глубокий рейд до Дуная, чтобы освободить христианских вассалов турецкого султана от его владычества.
В исторической литературе содержится много сведений о Прутском походе русской армии и причинах его неудачи. Кроме того, в источниках изложены некоторые пункты Прутского договора (полного текста договора ни на турецком, ни на русском языках нет), и они совпадают с тем условиями, которые османский султан выдвинул при объявлении войны России. Однако здесь хочется обратить внимание на один момент, по поводу которого до сих пор не умолкают споры. В российской историографии принято утверждать, что Петру I удалось избежать позорного пленения потому, что великий визирь Балтаджи Мехмед-паша и турецкие военачальники были подкуплены. Называется и конкретная сумма — 150 тыс. рублей. Более того, в ход даже была пущена легенда, что любовница и будущая жена царя Екатерина пожертвовала все свои драгоценности для подкупа главного визиря. В честь этого события Петр I учредил орден Святой Екатерины и сам же наградил им свою супругу, с которой он обвенчался после Прутского похода. Вступив на престол после смерти мужа, Екатерина пожаловала знаками ордена дочерей Петра — Анну и Елизавету, которых она родила ему до законного брака. Так родилась красивая легенда.
Между тем ни датский вице-адмирал и посол Юст Юль, участвовавший в Прутском походе и скрупулёзно фиксировавший свои наблюдения, ни французский наёмник на русской службе Моро-де-Бразе, который в своих записках сообщает сумму, якобы направленную на взятку Мехмед-паше, не подтвердили эту историю. Наоборот, по словам датского дипломата, Екатерина отдала свои драгоценности на сохранение офицерам, а после выхода из окружения забрала их обратно.
Что касается 150 тысяч рублей, которые якобы были потрачены на подкуп Балтаджи Мехмед-паши, то, видимо, эта цифра возникла из мемуаров Моро-де-Бразе, который в своих "Записках" пишет: "24 [июля] увидели мы одну из придворных повозок, в которой везли на 200 000 червонцев золота и вещей, обещанных бароном Шафировым в подарок великому визирю". О том, насколько достоверны или недостоверны сведения авантюриста, можно судить по следующим фактам: он присвоил себе звание полковника, хотя не числится в списках старших офицеров армии Петра I. Кроме того, француз утверждал, что его жена состояла при дворе принцессы Шарлотты — супруги царевича Алексея, хотя его жены нет ни в полковых списках, ни в списках придворных того времени.
Чудесное спасение русской армии благодаря подкупу великого визиря выглядит как ловкий пропагандистский ход, запущенный с подачи Петра. Во-первых, слухи о взятке были направлены на дискредитацию визиря-победителя, а во-вторых, они выставляли в выгодном свете царя и его любовницу, которая, как сказано в сочинении "Гистория Свейской войны" : "...в баталии с турки у Прута... не яко жена, но яко мужская персона видима всеми была".
Главной причиной, побудившей османского военачальника согласиться на мирный договор, можно считать согласие русского царя пойти на все уступки, которых добивались османы. Главная цель войны была достигнута: Россия обязалась отдать Турции Азов, а также срыть вновь построенные крепости Таганрог, Каменный Затон и Богородицк, обязалась вывести войска из Речи Посполитой и не вмешиваться в польские дела, лишалась права иметь своего посла в Константинополе, обязалась освободить всех турецких военнопленных и беспрепятственно пропустить Карла XII и его войска через свою территорию. Кроме того, янычары и сипахи, которые понесли тяжёлые потери в боях у реки, выражали недовольство действиями Балтаджи Мехмед-паши. Среди них распространились слухи, что султан желает мира, а его великий визирь шлёт их на убой. Наконец, садри-азам не доверял окружению шведского короля в Бендерах, которые плели интриги как при дворе Карла XII, так и при дворе Ахмеда III.
Узнав о начале переговоров, Карл XII самолично отправился из Бендер на Прут и 24 июля после полудня прибыл в турецкий лагерь, где потребовал расторгнуть договор. Он обещал поддержать великого визиря войском, с которым тот разобьёт русских. Но Балтаджи Мехмед-паша отказался нарушить уже подписанный договор. Через два часа после подписания документа русские войска, которые в окружении были лишены провизии, получили продукты питания и возможность беспрепятственно вернуться в Яссы. Более того, турецкая кавалерия гарантировала им безопасность от набегов крымских татар.
Балтаджи Мехмед-паша был типичным представителем "культуры сераля" и сумел сделать блистательную карьеру при дворе султана. Он был скорее секретарём, нежели деятелем государственного масштаба, османским джентльменом, нежели великим полководцем. В конечном итоге он поплатился за свою мягкость. В ноябре 1711 г. Балтаджи Мехмед-паша был во второй и в последний раз лишен должности великого визиря и в декабре был сослан на остров Лесбос в Эгейском море. В июле 1712 г. он был переведен на соседний остров Лимнос, где умер в сентябре 1712 г. Есть версия, что он был задушен по приказу султана. А Аллах знает лучше!