4 раджаба 833 года от Хиджры (29 марта (7 апреля) 1430) после восьмилетней морской блокады армия османского султана Мурада II овладела городом Фессалоники, находившимся под контролем Венецианской республики. После первой осады города в 1422 году византийский деспот Андроник Палеолог, несмотря на протесты православного духовенства, передал его венецианцам. Этот шаг явился причиной первой войны между Османской империей и Венецией, которая завершилась в 1431 году. После падения Фессалоник греческая знать и средний класс начали обращаться в ислам и усваивать турецкий язык, а сам город превратился в важный центр растущей Османской империи.
Фессаллоники (Салоники) — крупный порт в Северной Греции на берегу Эгейского моря, где издревле скрещивались важнейшие торговые пути. Город был основан в 315 г. до н. э. македонским царем Кассандром и назван в честь его возлюбленной и единокровной сестры Александра Македонского. Она же в свою очередь была названа так, потому что родилась в день битвы на Крокусовом поле, когда македоняне и фессалийцы одержали победу над Фокидой — объединением городов в центральной Греции. Уже в раннехристианский период порт превратился в центр митрополии, а в византийскую эпоху стал вторым по значению после Константинополя городом империи.
На рубеже XIV — XV веков город дважды переходил на некоторое время под контроль османских султанов, которые вели борьбу против Византии. В надежде защитить Фессалоники от турецкой угрозы Андроник Палеолог передал (по другим сведениям продал) город с 40-тысячным населением Венецианской республике. Однако вскоре горожане разочаровалось в новых хозяевах, которые занимались поборами местного населения и не соблюдали условия соглашения. Более того, по свидетельству греческого историка Апостулоса Вакалопулоса, многие жители стали помышлять о сдаче города мусульманам. В результате массового исхода из Фессалоник к 1430 году население города, если верить поздневизантийскому хронисту Иоанну Анагносту, сократилось до 7000 жителей.
Наиболее полный рассказ об овладении Фессалониками привёл в своей «Хронике» вышеупомянутый Иоанн Анагност. По его словам, первые вести о выдвижении к городу армии Мурада II в начале 1430 г. дошли до жителей через глашатаев. Венецианцы мобилизовали на борьбу всё население и спешно стали готовиться к осаде. Когда войска султана подошли к стенами крепости, Мурад II предложил жителям города почётные условия капитуляции. Он направил посланцев из числа христиан к их единоверцам, побуждая их сдать город в обмен на сохранение свободы и всех привилегий. Призывы к капитуляции продолжались три дня подряд, пока османская армия окружала город, но венецианцы ответили отказом.
На рассвете 29 марта 1430 г. мусульманская армия ринулась на штурм. Ожесточённая схватка развернулась вдоль крепостных валов на востоке города. В то время как часть армия штурмовала стены, другая часть занималась их минированием. В девять часов утра сапёрам удалось подорвать часть стены, образовались первые бреши, и в них тут же хлынули османские солдаты. Венецианцы потеряли 270 человек и три галеры, стоявшие в порту. В плен попало около 7000 жителей. Европейские историки сообщают о разграблении города и массовом обращении жителей в рабство, однако эти рассказы, скорее всего, являются домыслами. Очевидец событий Иоанн Анагност пишет, что Мурад II приказал остановить начавшийся было грабёж города и изгнал из города солдат, которые пленили его жителей. Султан на собственные средства выкупил из плена огромное число христиан и вернул их в оставленные дома. Кроме того, он позволил заплатить выкуп за пленников христианам, проживавшим в других городах, в том числе правителю Сербии и вассалу султана Георгию Бранковичу. Видя гуманное обращение со стороны османов, многие жители города обратились в ислам.
Сразу после падения Фессалоник афонские монахи поспешили заявить о своей покорности Мураду II. Со своей стороны турецкий султан признал их владельцами монастырей, что впоследствии подтвердил Мехмед II, овладевший Константинополем в 1453 г. А после изгнания мусульман и иудеев из Испании в 1492 г. в Фессалониках нашли пристанище многие еврейские беженцы. Город превратился в центр евреев-сефардов, и его стали называть "балканским Иерусалимом". В XV — XVI веках еврейские поселенцы сыграли большую роль в превращении Фессалоник в один из наиболее развитых торговых центров Османской империи. Евреи-ткачи, работавшие в Фессалониках и обязанные изготовлять сукно для янычарских кафтанов, не имели права покидать город и в случае ухода силой возвращались обратно. Спустя 250 лет после описываемых событий армянский монах и путешественник Закарий Канакерцы в своей «Хронике» напишет: "В городе Фессалоники, который ныне зовётся Салоники, живёт много евреев".