В отличие от Сараево или Мостара, в Конице мы не увидели толп глазеющих по сторонам туристов. Главные туристические достопримечательности расположены к юго-западу от города. Это озеро Борачко, чаша которого образовалась в результате таяния ледника, и деревня Главатичево, центр притяжения любителей рафтинга и горных прогулок. Но нашей целью была Чаршийска джамия, расположенная в историческом квартале, недалеко от Старого моста. Она считается старейшей в городе, и именно в ней мы хотели совершить полуденную молитву.
Как видно из названия мечети, построена она была рядом с городским рынком. А вот когда и кем — здесь нет полной ясности. Некоторые считают, что она была построена неким Юнус-чаушем, чья могила находится во дворе мечети. В народе ее так и называют — Юнус-чаушева джамия. В Османской империи в чине чавуша состояли секретари, приставы, посыльные. Не удивительно, что память об этом человеке сохранилась только в сердцах верующих, а не в тяжелых архивных книгах.
Другие считают, что мечеть была построена Худаверди Мехмед-беем, состоявшим на службе у Мурада III. Вакфнаме от его имени, датированная 1579 г., хранится в библиотеке Гази Хусрев-бея в Сараево. Однако по ней нельзя установить, о какой именно мечети идёт речь. Долгое время Мехмед-беговой мечетью считали Реповачка джамию на правом берегу Неретвы. Но бывший ректор Сараевского университета проф. Юсуф Мулич настаивает, что вакуфнаме относится именно к Чаршийска джамии, потому что в тот период город располагался на левом берегу реки.
Так или иначе, при османах Чаршийска джамия была центром духовной жизни города. При ней была построена начальная школа (мектеб) и медресе. А вокруг кипела жизнь. Именно так, ведь Кониц находился на дороге, соединявшей Боснийский и Герцеговинский санджаки. Но Старый город, который увидели мы, никак не воспроизводил атмосферу минувших дней. Вроде всё было причёсано, вычищено, но не было самого главного. Не было ярких красок, шумных продавцов, бегающих по улицам мальчишек. Впрочем, это отчасти восполнялось благодушием местных жителей, которые, несмотря на стоявшую на дворе жару, проявляли интерес к заезжей публике.
Совершив полуденную молитву, мы принялись осматривать мечеть, мало чем отличающуюся от небольших османских мечетей. Крытая терраса перед входом заменяет сон джамаат: здесь можно помолиться, если дверь мечети заперта. Надпись над входом гласит, что мечеть была обновлена неким Ибрахимом, сыном Гаджи Абдина в 1033 г. от Хиджры. Это соответствует 1623 г., когда Османская империя переживала тяжелый политический кризис, завершившийся воцарением малолетнего Мурада IV и регентством его матери Кёсем-султан. Кстати, есть мнение, что она была родом из Боснии, и уж точно она была одной из самых влиятельных женщин в истории империи.
Перед входом в мечеть старинное кладбище: могилы уже сровнялись с землёй, остались только надгробные столбики с тюрбанами и без них. Чуть поодаль — захоронение героев, павших во время Боснийской войны 1992-1995 гг. Такие кладбища шахидов можно встретить по всей Боснии — печальное напоминание о цене свободы в нашем цивилизованном мире.
На фоне остальных надгробий выделяется саркофаг с двумя столбиками, установленный на могиле османского военачальника Дедаги Ченгича, известного как Дервиш-паша. Он принимал участие в подавлении мятежей черногорцев, которые при поддержке России и Австро-Венгрии готовились к войне против турок. Во время одной из таких операций в Гацко Дервиш-паша получил тяжёлое ранение, и его отправили в госпиталь в Сараево, но он умер по дороге в Конице. Его дочь Алмаса была матерью Мирзы Сафвета (ум. 1934), мусульманского общественного деятеля и ярчайшего представителя боснийского Ренессанса.
За минувшие столетия Чаршийска джамия неоднократно обновлялась и меняла свой облик. В 1917 г. австро-венгерские власти разобрали свинцовую крышу мечети и заменили её фанерой, которая была покрыта смолой. После окончания Первой мировой войны, когда Босния стала частью Королевства Югославия, мечеть была снова переделана: помещение было выстлано деревянным полом, а кровля снова изготовлена из металлических листов. В последний раз перед началом войны на Балканах Чаршийска джамия реставрировалась в 1989 г.
В начале Боснийской войны Кониц подвергался артиллерийским обстрелам со стороны сербских вооруженных формирований. В результате пострадала крыша мечети, стены и минарет. В 1996 г. Чаршийска джамия была восстановлена, а свой нынешний вид она приобрела после реставрационных работ в 2015 г., когда металлические пластины на крыше были заменены кровельной плиткой.