Если вы любите общаться с животными, то на Занзибаре вам непременно следует посетить заповедник Джозани, черепашью ферму в Нунгви и остров Призон. Местные жители иногда называют этот остров Чанг или Кибандико, но гораздо чаще используют его мрачное английское название.

Посетить остров Призон мы решили ранним утром, пока августовское солнце не начало припекать. Хозяин моторки, стоявшей возле паромного причала в Стоун-тауне, согласился довезти нас до острова и вернуть обратно за 20 долларов. Предвкушая интересную поездку, я ненадолго предался игре воображения. Островная тюрьма решительно ассоциировалась с замечательной драмой «Мотылёк» режиссёра Франклина Шеффнера.

Увидим ли мы нечто похожее на каторжную тюрьму на островах Дьявола во Французской Гвиане? Высокие заборы и жуткие камеры для заключенных? Всё это никак не вписывалось в безмятежность тропического рая, окружавшего нас, и образы замученных людей в тюремных робах стали уступать место танцующим негритятам с острова Чунга-Чанга.

Остров Призон оставался необитаемым до 1860 г., когда первый султан Занзибара Маджид ибн Саид подарил его двум арабским купцам. Те устроили на нём тюрьму для беглых рабов, которая функционировала до запрета работорговли в 1876 г. После того как Занзибар перешёл под протекторат Великобритании, британский министр Занзибара Уильям Ллойд Мэтьюз выкупил остров и в 1893 г. начал строительство тюрьмы для содержания особо опасных преступников.

Работы были завершены спустя год, но планы британских властей изменились, и остров превратили в карантинную зону. В те времена Стоун-таун был главным портом в Восточной Африке, и торговые суда причаливали к острову Призон и простаивали там пару недель, прежде чем им позволяли следовать дальше. Карантин был самым надёжным средством предотвращения эпидемии жёлтой лихорадки, которая распространялась в сезон дождей и могла привести к летальному исходу за 3-4 дня.

Однако карантинные постройки использовались по назначению лишь с декабря по март. Из-за сезонных ветров большую часть года остров пустовал, и европейцы, проживавшие на Занзибаре, а также зажиточные местные жители стали приезжать сюда для отдыха. Бунгало, построенное с этой целью в конце 1890-х годов, ныне отреставрировано, и в нём располагается ресторан Mathews.

Большого наплыва туристов на остров в те времена не было, потому что единственным источником питьевой воды был подземный резервуар, в котором собиралась дождевая вода. Проблему с питьевой водой удалось решить позднее благодаря трубопроводу из Занзибара. В 1931 г. здесь была построена новая карантинная станция, рассчитанная на 904 человека. Ныне она отреставрирована и функционирует как гостевой дом, предлагающий гостям 12 роскошных номеров с видом на море.

На острове также есть библиотека, теннисный корт и 15 современных коттеджей в его северо-западной части. Постояльцы могут отдохнуть на пляже или заняться снорклингом, но большинство туристов, как и мы, прибывают сюда ради интродуцированной колонии гигантских черепах с острова Альдабра.

Первые две пары этих сухопутных пресмыкающихся были подарены острову британским губернатором Сейшельских островов в 1919 г. Черепахи быстро приспособились к новым условиям, и уже в 1955 г. их было около 200 особей. Сейчас численность популяции сильно сократилась, и животные находятся под охраной государства.

Черепахи живут в огромном вольере, где чувствуют себя вольготно: спят, ползают и отдыхают в грязи. Они охотно приближаются к людям и дают погладить себя в надежде на то, что их угостят капустой. По надписи на панцире можно установить возраст животного. Некоторым немолодым рептилиям, которые согласились позировать нам, было за 150 лет.

Осмотр достопримечательностей острова Призон занимает три-четыре часа. Прогуливаясь по песчаному побережью, смотрите под ноги, чтобы не наступить на скорпиона. Если повезёт, то сможете увидеть павлинов, которые разгуливают по острову и появляются в самых разных его частях.

Нам павлины не попадались. Зато мы сумели спасти нескольких морских звёзд, которых выбросило на золотистый берег. В тот момент я вспомнил притчу о мальчике, который бросал морских звёзд обратно в море. Кто-то сказал ему: «Тысячи таких животных гибнут вокруг. Твои старания напрасны». В ответ мальчик бросил в воду очередную звезду и сказал: «Для неё они значат очень много».