Прохладным февральским утром прогулка от Ла Сео до Альхаферии кажется короче, чем обычно. В воздухе чувствуется бодрящая свежесть реки, что безмятежно катит свои воды в широкую долину. Разглядеть дворец издали не получается из-за пышных крон деревьев, которые скрашивают его одиночество. В свете нежных лучей утреннего солнца Альхаферия похожа на жемчужину, обрамлённую мельхиоровым обручем, и кажется, что она совсем не стыдится своих преклонных годов.
Старейшая часть Альхаферии — нижние два этажа башни Трубадура — относится ко второй половине IX века. Своё название башня получила от романтической драмы Антонио Гарсии Гутьерреса, описавшего несчастную любовь трубадура Манрико и красавицы Леоноры. Трагическая развязка этой истории настолько впечатлила Джузеппе Верди, что он увековечил её своей эмоциональной и колоритной музыкой.
Башня располагается в северной части дворца, имеет квадратное основание и состоит из пяти ярусов. Толщина стен башни уменьшается от 4,15 м у основания до 1,2 м в верхнем ярусе. Тёсаные камни, использованные при возведении нижнего этажа, вероятно, были заимствованы из более ранних построек или городских стен Цезареи-Августы (так называлась Сарагоса при римлянах).
Считается, что изначально верхние ярусы башни были деревянными, но после пожара в первой половине XI века они были заменены каменными, которые отличаются от предыдущих кладкой и использованными материалами. Интерьер двух верхних и частично третьего этажа относится к христианской эпохе.
На третьем этаже под потолком сохранилась куфическая вязь с повторяющимся выражением «власть принадлежит Аллаху». Время пощадило эту надпись, которая в Альхаферии приобретает дополнительный сакральный смысл. Кроме того, на стенах можно разглядеть рисунки, сделанные заключенными, которых содержали в башне со времён инквизиции и вплоть до XIX века.
Полукруглые башни, расположенные по внешнему периметру дворца, были восстановлены по проекту дворцов, которые строились при Омейядах. В прошлом таких башен было шестнадцать, и основания многих из них сохранились до наших дней. Между двумя из них находится главный вход во дворец, открывающийся во двор Сан-Мартин. Этот двор, как и расположенная в нём церковь, были названы в честь короля Арагона Мартина I Гуманного (1356—1410).
Церковь Сан-Мартин была построена в 1338 году по приказу Педро IV, и на её портале были размещены гербы королевской четы. К тому же периоду относится небольшая кирпичная башенка в арагонском стиле, возвышающаяся в северо-восточном углу двора. В 1772 году внутри церкви были осуществлены значительные изменения, и элементы мудехара были скрыты под барочными декорациями. Но во второй половине прошлого века оригинальный интерьер был восстановлен, после чего помещение использовалось сначала как библиотека, а позднее — как архив Арагонских кортесов.
Пройдя дальше, мы попадаем в патио Санта-Изабель, названное в XVII веке в честь инфанты Арагона и королевы Португалии Изабеллы, которая предположительно родилась в Альхаферии.
Вокруг этого прямоугольной формы дворика с двумя бассейнами и чудесным садом располагались церемониальные помещения и покои мусульманского дворца. В северной и южной сторонах располагались портики с дольчатыми и зазубренными арками. Во времена Педро IV был пристроен ещё один портик с западной стороны.
Из помещений дворца аль-Муктадира сохранились только те, которые примыкают к северному портику. Особого внимания заслуживают Мраморный зал (также известный как Золотой зал) и небольшая мечеть, предназначавшаяся для обитателей Альхаферии. Резные орнаменты на арках и пилястрах были полихромными с преобладанием красного, синего и золотого цветов.
На северной стене зала сохранилась фреска «История Джауфре», датируемая четырнадцатым столетием. Считается, что на ней запечатлены деяния братьев Роберта и Роджера Гвискаров, записанные бенедиктинским монахом Готфридом Малатеррой. Вместе с тем нельзя исключать, что рисунки относятся к роману на окситанском языке о некоем Джауфре, вымышленном спутнике короля Артура. К слову, Джауфре — это окситанский вариант имени Готфрид.
Интерьер дворцовой мечети был частично восстановлен в ходе реставрационных работ. Закругленные углы не позволяют явственно разглядеть восьмиугольный план строения. Молитвенная ниша обрамлена подковообразной аркой с растительным рельефом.
Оригинальный купол не сохранился — он был разрушен при строительстве дворца королей-католиков. По мнению исследователей, по своей форме он был близок к куполу, накрывающему максуру в Большой мечети Кордовы.
На противоположной стороне двора находился южный павильон, который к началу 1361 года был переделан в капеллу Сан-Хорхе. Капелла предназначалась для третьей жены короля Педро — Элеоноры Сицилийской, матери будущих королей Хуана I и Мартина I. Со временем помещение стали использовать как артиллерийский склад, а в 1867 году на его месте были построены бараки.
Из деталей интерьера сохранилось только резное круглое окно и несколько арок эпохи Худидов, которые хранились в Национальном археологическом музее в Мадриде, пока не были возвращены на их прежние места в Альхаферии.
На первом этаже также находятся три помещения, относящиеся к дворцу Педро IV. В одном из них находится вход в подземный колодец или резервуар. Последние исследования указывают на то, что изначально этот зал предназначался для аудиенций и был богато украшен, хотя из оригинального интерьера сохранился только расписной деревянный потолок.
Верхний этаж дворца арагонского короля состоит из двух залов, больший из которых располагается над Залом аудиенций, а меньший — над северным крылом мавританского дворца.
В прошлом эти помещения использовались для хранения оружия и боеприпасов, а теперь одно из них оборудовано для проведения семинаров, а в другом размещаются временные экспозиции. Из северного зала есть проход на третий ярус башни Трубадура.
Реконструкция королей-католиков в наибольшей мере коснулась залов на втором этаже, в которые можно попасть по парадной лестнице из двора Санта-Изабель.
С восточной стороны лестница освещается естественным светом через несколько окон с полукруглыми арками, декорированными с обеих сторон.
Большая часть интерьера здесь относится ко времени строительства дворца Педро IV, и только оформление окон говорит за эпоху королей-католиков.
Лестница открывается в галерею — один из четырёх ренессансных коридоров, которые окружали двор Санта-Изабель. Архитектор Франсиско Иньигес Альмеч, посвятивший тридцать лет реставрации Альхаферии, предлагал восстановить все четыре, но по неизвестным причинам ограничился только северным.
В центре галереи — деревянные резные двери в Тронный зал, увенчанные тимпаном с рельефом двух львов. Своими лапами они поддерживают гербовый щит королей-католиков с эмблемами Арагона, Кастилии, Леона, Наварры и Гранады. Голова левого льва была разбита и восстановлена, что хорошо заметно по менее выраженным деталям.
По обе стороны от входа — большие окна-трифоры, разделённые колоннами на три проёма с арками. Капители колонн украшены растительным орнаментом, что удачно сочетается с декором широкого альфиза, который был восстановлен по небольшому сохранившемуся фрагменту.
Тронный зал длиной двадцать и шириной восемь метров предназначался для дворцовых церемоний, хотя раньше считалось, что здесь короли-католики принимали петиции и жалобы.
Потрясающий по красоте деревянный потолок разделён на секции благодаря тому, что продольные брусья и поперечины располагаются почти на одном уровне (что было новшеством в арагонских потолках). Каждая секция украшена восьмиугольной корзинкой, внутри которой большая розетка со свисающей сосновой шишкой.
В зале вывешен герб Арагона, на котором изображены, помимо прочего, четыре головы поверженных мавров на фоне белого полотнища с прямым красным крестом, символом Георгия Победоносца, «покровителя Короны Арагона». Кстати, такую же символику можно встретить на флаге Сардинии, что даёт почву для рассуждений о живучести ксенофобии в Европе.
С северной стороны к Тронному залу прилегают два помещения, предназначение которых остаётся неясным. Большее из них называют залом Санта-Изабель, и его потолок разделён на сорок декорированных ячеек, в которых преобладают синий и красный цвета.
Меньшая комната предположительно была рабочим кабинетом короля, и реставраторы назвали её «комнатой размышлений». Деревянный потолок в ней тоже разделён на квадратные ячейки с расписными полусферическими куполами.
В прошлом посетители дворца не сразу попадали в Тронный зал. Протокол требовал от них дождаться аудиенции в небольшой приёмной из трёх сообщающихся комнат. Теперь для посещения доступны только две из них, потому что третьей пришлось пожертвовать, когда Франсиско Иньигес восстанавливал купол мечети. Как и в других помещениях дворца, наиболее примечательный элемент интерьера этих комнат — резные потолки.
Для того чтобы сохранить потолок запечатанной комнаты, Франсиско Иньигес решил установить его в зале Педро IV, который также находится на втором этаже.
Новое помещение было меньших размеров, и потолок пришлось пропорционально уменьшить, что потребовало долгого и кропотливого труда. Многочисленные стыки между деревянными фрагментами и сейчас хорошо заметны в этом зале.
Альхаферия — не музей, а исторический памятник, здесь нет дорогой мебели или картин. Но каждый зал дворца — это живая история и назидание для живых. Это напоминание о временах, когда мусульмане, христиане и евреи вместе создавали блистательную цивилизацию Аль-Андалуса. И хотя Испанская Корона впоследствии значительно расширила свои владения и принесла христианство в Америку, никогда больше Испания не становилась культурным гегемоном в Европе. Всё течёт, всё меняется.
Читайте также: По следам мудехаров. Дворец Альхаферия