Совершив молитву в мечети Эмирсултан, мы решили пройтись пешком до знаменитой Зелёной мечети. Узкая дорога, разделяющая кладбище на верхнюю и нижнюю части, вливается в жилой квартал, типичный для Турции конца прошлого века. И вот мы уже идём вдоль кажущихся бесконечными рядов торговых лавок, кондитерских и ресторанов. Невысокие дома с застеклёнными балконами чередуются с двухэтажными домиками с деревянными рамами, и небольшая мечеть с арочными окнами у дороги выделяется среди прочих построек лишь своим минаретом.
Обойдя вокруг мечети, мы узнали, что она была построена в 1457-58 гг. сыном городского судьи Шиблизаде Махмуда Челеби. Где-нибудь в Европе памятник с такой историей непременно стал бы объектом туристического паломничества, но в Бурсе десятки таких исторических зданий разбросаны по всему городу, и собираются в них не туристы, а обычные горожане на обычные ежедневные молитвы.
Зелёная мечеть в Бурсе
Наконец, нашему взору открылся свинцовый купол усыпальницы султана Мехмеда Челеби. Фасад высокой восьмигранной постройки, скрывающейся среди кипарисов, покрыт бирюзовой глазурованной плиткой. Наверное, раньше её просто называли зелёной. Отсюда и названия Ешиль тюрбе и Ешиль джами, что означает соответственно Зелёный мавзолей и Зелёная мечеть, да и весь прилегающий к комплексу район называется Ешиль.
На площади перед Зелёной мечетью
Перед входом в усыпальницу караульный в кожаных сапогах и чёрном халате c синим знаменем тюркского государства. Его экзотический вид, однако, теряется на фоне мастерски исполненного портала с указанием имени могущественного султана над входом. Его надгробие, расписанное почерком сульс, находится в самом центре зала, а рядом — могилы его сыновей Мустафы, Махмуда и Юсуфа, дочерей Сельчук-хатун, Ситти-хатун и Аише-хатун, а также её кормилицы Дая-хатун.
Мавзолей был возведён уже после смерти Мехмеда Челеби в 1421 году под руководством архитектора Хаджи Иваз-паши. Это единственная среди усыпальниц османских султанов, в которой все стены украшены глазурованной плиткой. Оригинальные образцы изникской керамики уцелели в малом количестве и собраны на стене слева от входа, а остальные участки в ходе реставрации были покрыты плиткой из Кютахьи. Михраб на южной стене — настоящее произведение искусства, а табличка перед ним напоминает, что усыпальница не место для молитвы.
В центре зала — надгробие султана Мехмеда Челеби
Выйдя их мавзолея, мы направились к расположенной напротив Зелёной мечети. Строительство мечети на вершине холма было начато в 1413 году после окончания братоубийственной войны, расколовшей государство по следам нашествия Хромого Тимура. Строительные работы под руководством Хаджи Иваз-паши продолжались шесть лет, а работы над декорациями были завершены лишь в 1424 году, то есть уже после смерти султана.
Крыша одного из домов рядом с Зелёной мечетью
Ресторан традиционной кухни рядом с мечетью
Зелёная мечеть в Бурсе
Мраморный портал мечети украшен великолепной резьбой и нишей со сталактитами. Между зарешеченными окнами главного фасада — две резные ниши, похожие на михраб. Справа и слева — два минарета, которые в их нынешнем виде были построены архитектором Леоном Парвилем после землетрясения 1855 года.
План здания похож на перевернутую букву Т, что прежде применялось османскими мастерами только в мечетях Османа-гази и Баязита Йылдырыма. Войдя в мечеть, попадаешь в небольшой вестибюль, откуда можно пройти в главный молельный зал или подняться на второй этаж. Наверху султанская ложа, по обеим сторонам от которой — комнаты для государственных служащих.
Изразцы в вестибюле мечети
Главный молельный зал увенчан двумя куполами одинаковых размеров, которые делят его на две части. В северный зал открываются два айвана, которые тоже накрыты куполами, а в его центре — бассейн с мраморным фонтаном. Два невысоких прохода в передней части зала ведут в комнаты для обсуждения государственных дел: в восточной комнате собирались по вопросам анатолийских областей, а западной — румелийских. Впоследствии эти помещения использовались для рассмотрения судебных тяжб.
Арочный пояс делит молельный зал на две части
Бассейн посреди молельного зала
Боковой айван молельного зала
Интерьер внутренней комнаты
Украшение южного зала — михраб, облицованный изразцами. Это первый османский михраб, украшенный глазурованными плитками. Справа от него — деревянный минбар, увенчанный конусовидным шатром. Декорации на изразцах и стенах мечети и усыпальницы принадлежат кисти известного мастера Али ибн Ильяса.
Южный зал мечети
Когда-то в комплекс мечети также входила баня, построенная предположительно в период правления Мехмеда Завоевателя, а также имарет, в котором располагался благотворительный вакф и где студенты и неимущие могли бесплатно пообедать. Баня со временем была разрушена, как и имарет, но последний был восстановлен в 2011 году в его прежнем виде.
Сувенирные магазины перед мечетью
Декоративное панно из плиток, покрытых глазурью
Имарет рядом с Зелёной мечетью
А вот здание медресе, находящееся менее чем в ста метрах от мечети, хорошо сохранилось. Построенное по типу сельджукских медресе, оно имеет внутренний двор с бассейном, который с трех сторон окружен галереей. В своё время это было ведущее образовательное заведение в Османском государстве, оставившее в тени медресе Орхана-гази в Изнике. В нём преподавали такие известные богословы, как Мухаммад-шах Фенари (ум. 1436), сын городского муфтия Муллы Фенари, Хызыр-бей ибн Джалал-ад-Дин (ум. 1459), ‘Аля-ад-Дин ‘Али ат-Туси (ум. 1480), Мулла Хюсрев (ум. 1480) и др. После основания республики в здании размещался Археологический музей, а в 1975 году в нём был открыт Музей турецкого и исламского искусства.
Зелёное медресе в Бурсе
Если вы когда-нибудь посетите Бурсу, обязательно сходите в Зелёную мечеть. Не ради того, чтобы увидеть этот уникальный памятник османской архитектуры, но чтобы проникнуться неповторимой атмосферой одухотворённости и покоя, которая царит внутри и вокруг неё. Наверное, именно поэтому для меня посещение Ешиль джами стало доброй традицией: каждый раз, приезжая в Бурсу, я обязательно совершаю в ней молитву, а потом спускаюсь по узким улочкам в долину Гёкдере. Но это уже другая история.