Передают со слов Абу Хурайры, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) как-то сказал:
ليسَ الشَّدِيدُ بالصُّرَعَةِ، إنَّما الشَّدِيدُ الذي يَمْلِكُ نَفْسَهُ عِنْدَ الغَضَبِ
«По-настоящему силён не тот, кто побеждает многих в поединке, а тот, кто способен владеть собой в гневе» [аль-Бухари 6114, Муслим 2609].
Хадис-напоминание, хадис, который способен предотвратить многие беды и удержать нас от множества скверных и предосудительных поступков...
Казалось бы, что такое гнев? Эмоция, чувство, вроде бы что-то даже не материальное, нечто такое, что порой вскипает в каждом из нас... Но хадис предупреждает нас об опасности гнева, давая нам понять, что бороться — и справляться — с ним труднее, чем положить на лопатки в поединке очень сильного соперника.
Едва задумавшись, понимаешь, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) открывает нам глаза на истинную суть гнева, его разрушительную природу и скверные последствия.
Гнев нередко бывает подобен цунами, которому нечего противопоставить, которое в слепой ярости сносит и уничтожает всё, что встречает на своём пути.
Гнев, если его не сдерживать и не контролировать, может разбить семью. Он может разрушить дружбу, даже очень старую и цементно крепкую. Он может сделать из друга врага. Из-за него можно порвать родственные связи. Из-за него можно впасть в тяжкий грех непочтительного отношения к родителям. Из-за него можно оскорбить и обругать человека. Можно нанести душевную травму ребёнку. В гневе можно покалечить кого-то. В гневе можно даже убить.
Хадис недвусмысленно намекает на то, что гнев — чувство негативное, и с ним нужно бороться. Конечно, бывает благородный гнев, когда человек гневается ради Аллаха, видя нарушение Его запретов, поругание Его религии, богохульство и тому подобное. Это исключение из общего правила. Но помимо этого островка праведного гнева существует целый океан гнева неправедного, способного разрушить нашу жизнь и жизнь окружающих нас людей.
Поэтому Пророк (мир ему и благословение Аллаха) показывает нам единственно возможный способ взаимодействия с гневом. Это борьба с ним так, как боролись бы мы с противником на ринге и с врагом в бою. Потому что он и правда враг. Потому что гнев — орудие шайтана, с помощью которого он легко достигает многих своих коварных целей.
Самое простое — дать волю гневу, потому что сдаваться без борьбы — всегда самый лёгкий вариант. Но за этим непременно последует горькое сожаление и часто непоправимые последствия.
Поводов для гнева находится немало у каждого из нас, особенно сегодня, когда темп жизни высок, нужно очень много всего успевать и многое и со многими не получается.
Но преуспеем мы только тогда, когда наш гнев будет сидеть на цепи, как злобный пёс, лишённый возможности причинить кому-то вред. А значит, в интересах каждого из нас услышать этот хадис сердцем до того, как наш гнев успеет подтолкнуть нас к чему-то, что мы не сможем исправить и что станет причиной долгих страданий в обоих мирах.