Передают со слов Анаса ибн Малика, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

لَا يُؤْمِنُ أحَدُكُمْ حتَّى يُحِبَّ لأخِيهِ ما يُحِبُّ لِنَفْسِهِ

«Не уверует никто из вас по-настоящему, пока не станет желать своему брату по вере того же, чего желает он самому себе» [аль-Бухари 13, Муслим 45].

Хадис, известный, наверное, каждому. И с виду вроде бы очень простой. Но на самом деле...

Ты читал и слышал этот хадис столько раз на протяжении стольких лет, но однажды он вдруг заставляет тебя остановиться и задуматься. И ты неожиданно понимаешь, что очень многим из нас нужно всерьёз сдвинуть парадигму, чтобы применять это мудрое пророческое наставление на практике должным образом.

Ведь желать того же, чего желаешь себе, — это не просто желать веры, здоровья, материального благополучия, успехов и, в конце концов, Рая.

Это ещё и не завидовать: ведь мы не можем желать другим благ и одновременно желать, хоть тайно, хоть открыто, чтобы они этих благ лишились, а ведь это и есть суть зависти.

Это ещё и радоваться чужим достижениям, как своим собственным. Ну или хотя бы почти, как своим.

Это воспринимать успехи даже тех, кто вольно или невольно кажется тебе соперником, конкурентом, как общий успех уммы, к которой принадлежишь и ты, и этот твой брат по вере.

Это если и огорчаться из-за того, в чём тебя опередили другие мусульмане, так только из-за того, что кто-то успел сделать раньше тебя доброе дело, которое собирался сделать ты, и, хоть и непреднамеренно, но всё-таки увёл награду, на которую ты рассчитывал, у тебя из-под носа. Но никак не из-за того, что какая-то замечательная идея пришла кому-то в голову одновременно с тобой, а может, даже чуточку раньше, и у него всё получилось лучше, ловчее и быстрее, чем у тебя. И тем более не из-за того, что кто-то обскакал тебя в чисто мирских достижениях и успехах и превзошёл тебя количеством безделушек больших и малых.

Это когда ты всем сердцем желаешь мусульманину, кем бы он ни был, успеха и благополучия просто потому, что он твой единоверец.

Это когда, не желая неудач и горьких минут для себя, ты точно так же не желаешь их и другому мусульманину.

Это когда в твоей груди бьётся живое сердце, которое болит и переживает за всех мусульман, а не только за членов твоей семьи и твоих близких, друзей и знакомых.

Это когда ты говоришь «нет» эгоизму в любой его форме вместо того, чтобы оправдывать те его проявления, которые весьма и весьма симпатичны твоему коварному нафсу, который вообще всё любит себе и для себя.

Это когда ты представляешь, как Пророк (мир ему и благословение Аллаха) произносил эти слова, задумываешься о том, как сам он претворял эти слова в жизнь, будучи лучшим примером для нас, и тебе становится невыносимо стыдно поступать иначе и с детским упрямством и необоснованным нахальством тянуть на себя одеяло Божьей милости, которого хватит на всех.

Хадис останавливает тебя, одёргивает, заставляет задуматься, и ты вдруг понимаешь, как много тебе ещё предстоит работать над собой...