В «Сахихе» аль-Бухари приводится рассказ Абу Хурайры о том, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
يَأْتي علَى النَّاسِ زَمانٌ، لا يُبالِي المَرْءُ ما أخَذَ منه، أمِنَ الحَلالِ أمْ مِنَ الحَرامِ.
«Наступят времена, когда люди не будут придавать значение тому, откуда они берут деньги, из дозволенного или из запретного».
Такие времена уже наступили, и стало мало тех, кто заботится о чистоте своего заработка и останавливается перед запретами Всевышнего. Поэтому не приходиться удивляться, когда люди, посещающие мечеть и раздающие милостыню, приобретают имущество в кредит или берут ссуду в банке. Находятся даже проповедники, которые под предлогом необходимости разрешают брать банковские кредиты и осуществлять операции, запрещённые шариатом. Они вводят людей в заблуждение, но их слова не избавляют от сомнений даже тех, кто прислушивается к ним.
Одни протягивают руки к запретному из-за того, что торопятся заработать, другие не выдерживают бедности, третьи недооценивают тяжесть греха. Но все ищут для себя оправдание и тешат себя всепрощением Аллаха. Энергичные предприниматели, стремящиеся к большим прибылям, оправдывают свои действия тем, что раздают милостыню и создают рабочие места. Когда их предостерегаешь от того, что запретили Аллах и Его посланник, они отмахиваются от фетв авторитетных имамов, мол, те не умеют зарабатывать деньги и не знают правил ведения бизнеса.
Малоимущие мусульмане ссылаются на крайнюю нужду и неспособность обеспечить семью другим способом. Они действительно не равняются на тех, кто живёт в роскошных особняках и наслаждается радостями жизни. Чаще всего они просто хотят иметь свою квартиру и работу, чтобы позаботиться о своих детях. В какой-то момент они теряют терпение и берут ипотечный кредит или поступают на работу в банк или страховую компанию, надеясь замолить этот шаг добрыми делами. Возможно, так оно и будет, но это не отменяет тяжести проступка, которую мусульманин должен осознать для того, чтобы принести покаяние.
Ведь речь идёт не просто о нарушении норм шариата. Это вопрос веры в Аллаха как Единственного Господа, одаряющего и лишающего, возвышающего и унижающего и управляющего делами Своих рабов. Он распределяет богатства и способности среди людей и подчиняет одних из нас другим, руководствуясь божественным знанием и мудростью. Он принимает во внимание наши деяния и мольбы и знает, как мы распорядимся земными благами и чем они обернутся для нас. Тем, кто предпочёл этот мир и отказался от рая, Он воздаёт сполна в этом мире, а тех, кто стремится к Его прощению, Он готовит к жизни вечной.
Истинно верующие полагаются на своего Господа и доверяют Ему, а маловеры сетуют на Него и печалятся, когда не получают желаемое. Поэтому Всевышний Аллах сказал: «Разве это они распределяют милость твоего Господа? Мы распределили между ними средства к существованию в ближней жизни и возвысили одних из них над другими по степеням, чтобы одни брали других в услужение себе. Милость твоего Господа лучше того, что они собирают» (сура 43 «Украшения», аят 32)
.
Это значит, что различия между людьми являются частью Божьего плана. Аллах решает, кому быть богатым, а кому бедным, кому счастливым, а кому несчастным. Но принять установленный Им порядок не значит притеснять тех, кто слабее тебя, или примириться с бедностью. Верующий должен учиться, и работать, и молить Аллаха одарить его благами и избавить от нужды. Вместе с тем нельзя забывать, что в этом мире мы находимся в изгнании, и мы оказались здесь лишь для того, чтобы заслужить довольство Аллаха и вернуться к Нему. Наши прародители были созданы в раю, но не устояли перед соблазном обрести нескончаемую власть (сура 20 «Та ха», аят 120)
. Аллах же смилостивился над ними и подарил всем нам шанс вернуться на родину и обрести там вечное блаженство.
Тысячи лет миновали с тех пор, и мир вокруг изменился, но суть испытания осталась прежней. Запретный плод, перед которым не устояли Адам и Хавва, по-прежнему кажется их потомкам источником нескончаемой власти. Он настолько привлекателен и вожделен, что обольщает человека быстрее, чем шайтан, и поэтому Всевышний Аллах сказал: «Пусть не обольщает вас мирская жизнь, и пусть соблазнитель не вводит вас в заблуждение относительно Аллаха» (сура 31 «Лукман», аят 33)
. Это значит: пусть преходящие земные радости не отвлекают вас от поклонения Аллаху и совершения добрых дел, и пусть шайтан не обольщает вас безграничностью Божьей милости. Всевышний предостерёг от мирских соблазнов прежде, чем упомянул о шайтане, потому что они представляют наибольшую опасность для верующего.
Люди думают, что запрещённые блага сделают их счастливыми или избавят от нужды, но они лишь добавляют им забот. Любой грех оставляет на душе человека безобразное пятно, которое, увеличившись, отделяет его от Аллаха и препятствует принятию его молитв. Последствия этого настолько опасны, что праведные предшественники предпочитали отказаться от одного сомнительного дирхема, нежели раздать сотню тысяч в качестве милостыни. Известный аскет Юсуф ибн Асбат говорил: «Если юноша много поклоняется Аллаху, то шайтан говорит: "Посмотрите, что он ест". Если он ест недозволенное, то шайтан говорит: "Оставьте его и не тратьте на него время. Пусть усердствует и выбивается из сил. Он погибнет без вашей помощи"» (аль-Байхаки).
Отказаться от того, что запретил Аллах, проще, чем очиститься от яда, который смешивается с плотью и кровью. Деньги не пахнут, но грехи липнут к душе, врастают в неё и заставляют её гнить. Они меняют человека, лишают его стыда перед Аллахом и перед людьми и увеличивают его нужду. Он начинает совершать поступки, которые ещё вчера казались ему неприемлемыми, и перестаёт различать между дозволенным и запрещённым. Он знакомится с богатыми и высокомерными людьми, среди которых не принято говорить об Аллахе, и отдаляется от верующих, которые напоминают ему о смерти и расчёте. Постепенно он начинает презирать своих прежних товарищей и забывает о том, что когда-то мечтал о богатстве именно для того, чтобы помогать бедным и слабым.
Если Аллах сжалится над ним, то пошлёт ему испытание, которое отрезвит его опьянённый рассудок. Если же человек отвернётся от этих знамений и останется глух к увещеваниям, то Аллах станет одарять его мирскими благами, чтобы в один прекрасный день спросить его за всё, что он приобрёл и истратил в своей земной жизни. В Коране говорится: «Почему же, когда их поражало Наше наказание, они не становились смиренными? Их сердца ожесточались, а шайтан приукрашивал для них то, что они совершали. Когда они позабыли то, что им напоминали, Мы распахнули перед ними любые врата. Когда же они возрадовались дарованному, Мы схватили их внезапно, и тогда они пришли в отчаяние» (сура 6 «Скот», аяты 43-44)
.
Многое в этом мире не то, чем кажется. Благополучие может быть обольщением, а богатство — самым большим несчастьем. Мы видим лишь внешнюю сторону вещей, чаще всего не подозревая о том, что скрывается за ней. Мы хотим быть успешными и строим планы, но благо всегда в том, что выбирает для нас Господь. Если мы честны с Ним, то Он ведёт нас наилегчайшим путём, оберегая нас от бед, завистников и даже от самих себя. И если мы отказываемся ради Него от запретного, то Он обязательно возмещает это чем-то лучшим. Бывает, что мы проявляем нетерпение и сетуем на неудачи, в то время как Аллах, лишив нас чего-то малого, избавляет нас от больших несчастий и потерь.
Наш земной удел предопределён и был записан, когда мы находились ещё в утробах матерей, и никто из нас не покинет этот мир, не испив свою чашу до дна. Не в наших силах заработать больше, чем Аллах уже предписал нам, если мы делаем всё от нас зависящее для приобретения дозволенных благ. И мы не будем спрошены, почему мы не заработали свой миллион или не стали успешными бизнесменами, но будем спрошены о том, как мы приобрели каждый свой рубль и как распорядились им.
В достоверном хадисе говорится: «Если человек беспокоится о будущей жизни, то Аллах помещает богатство в его душе и помогает ему сосредоточиться [на главном], и этот мир смиренно приходит к нему, а если человек беспокоится о ближней жизни, то Аллах помещает бедность у него перед глазами и рассеивает его мысли, и в этом мире он не получает больше того, что было предписано ему» (ат-Тирмизи).
Разумный верующий стремится к довольству Аллаха, оберегает себя от всего запретного и терпеливо трудится в надежде на Его милость. Его помыслы связаны с будущей жизнью, и мирские блага он использует для того, чтобы запастись добрыми делами. Он не заглядывается на дома и украшения тех, кто богаче него, чтобы лучше благодарить своего Господа. Его заботит, добросовестно ли он выполняет свои обязанности и не остаётся ли должен тем, с кем его связывают деловые отношения. Если же ему кажется, что его труд не оценивается по достоинству, то он просит Аллаха вознаградить его наилучшим образом. Быть может, несмотря на все его старания, Всевышний Аллах не посылает ему щедрого удела, чтобы уберечь его от испытания, которое он не сумеет выдержать, или от несчастья, которое лишит его покоя. Быть может, Аллах пошлёт ему богатство через праведных детей, которые сумеют лучше распорядиться им.
Что бы ни случилось с верующим, он твёрдо знает, что на то была воля Господа, Который заботится о нём лучше, чем он сам может позаботиться о себе. А ещё он знает, что Аллах может изменить его самого и его судьбу. Поэтому он настойчиво молит Аллаха одарить его твёрдой убеждённостью и правильными знаниями, а также благами в этой жизни и в жизни будущей. Он не опускает руки, не отчаивается в милости своего Господа и не останавливается на достигнутом.
В «Сахихе» имама аль-Бухари приведен хадис о том, что однажды, когда пророк Айюб купался обнажённым, на него посыпалась золотая саранча. Он взял свою одежду и принялся собирать в неё золотую саранчу, и тут Господь воззвал к нему: «О Айюб, разве Я не избавил тебя от нужды в том, что ты видишь?» Айюб ответил: «Конечно, клянусь Твоим могуществом, но я не избавился от нужды в Твоей благодати».
Какой честный и прямой ответ, достойный Божьего пророка, мир ему и благословение Аллаха! Человек постоянно нуждается в милости Аллаха и не должен отказываться от неё, если блага достаются ему дозволенным путём. Пророк Айюб, прошедший через тяжелейшее испытание, прекрасно знал об этом. Он знал, насколько проще поклоняться Аллаху и делать добро, будучи здоровым и находясь в безопасности. Он знал, каким испытаниям подвергается вера человека, когда его постигают бедность, несчастья и тяжелые болезни. Поэтому он не хотел отказываться от даров Всевышнего Аллаха, и так же должны поступать мы с вами — чтобы лучше благодарить Аллаха, не зависеть от людей и делать больше добрых дел.
Однако никакие богатства не стоят того, чтобы человек ради них навлекал на себя гнев Всевышнего и проклятия людей и губил свою будущую жизнь. Как милостыня не уменьшает имущество человека, так и нечестный заработок не делает его богаче. Устоять перед соблазном помогает только вера, и не уместятся в одном сосуде вера и кусок хлеба, заработанный недозволенным путём.
О Аллах, одари нас благом в этой жизни и в жизни будущей, и посредством дозволенных благ Твоих отдали нас от всего запретного, и по милости Твоей избавь нас от нужды в ком-либо, кроме Тебя. Аминь!