Один из постулатов Теории Проектов гласит, что ничто в этом мире не появляется просто так. Если что-то появилось, будь то новое учение, государство, общественно-политическая формация или техническое изобретение, то это значит, что кто-то вложил в него некий ресурс. Материальный, силовой, интеллектуальный, административный или комбинацию из нескольких, но обязательно вложил. И выяснить, кто и с какой целью это сделал, является первостепенной задачей любого вменяемого исследователя в каждом конкретном случае.
Например, изучая возникновение ордена иезуитов, найти ответ на вопрос «кто» достаточно просто. Ни один католический орден, монашеский или рыцарский, не мог появиться на свет без воли на то Святого Престола. То есть, независимо от предыстории, «Общество Иисуса» стало реальностью благодаря папской булле Regimini militantis Ecclesiae, что в вольном переводе означает «Подразделение воинствующей церкви». Название впечатляющее. Ещё более впечатляющими были права, данные иезуитам папой Павлом III:
— генерал или уполномоченные его имеют власть разрешать всех членов Общества, а также всех, изъявивших желание вступить в него или служить ему в мире, от всех грехов, совершённых до и после вступления в орден, от всех духовных и светских наказаний, даже от церковного отлучения;
— ни один член ордена не должен исповедоваться никому, кроме генерала и уполномоченных им на это лиц; — все члены ордена, а также его имущество, доходы и владения не подлежат ведению, надзору и суду епископов и архиепископов и находятся под особым покровительством папского престола;
— ни епископы, ни вообще прелаты не могут отлучать от церкви иезуитов и даже мирян за преданность Обществу, а если бы они сделали это, то отлучение их должно считаться недействительным;
— они не обязаны платить десятины, даже папские, и вообще какие бы то ни было пошлины и налоги с имущества и владений, принадлежащих их коллегиям, как бы они ни назывались;
— генерал, провинциалы и викарии их имеют право принимать в орден, посвящать в священники и употреблять на все дела ордена всех и каждого, не исключая незаконнорожденных и преступников;
— всем духовным и светским властям, как бы они ни назывались, строжайше запрещается препятствовать «Обществу Иисуса» пользоваться своими привилегиями и вольностями, под страхом отлучения от церкви, а в случае нужды, и светского наказания.
И это только часть полномочий нового ордена! По сути, иезуиты получили полную независимость от властей на местах. Игнатий де Лойола, основатель ордена и его первый генерал, подчинялся напрямую папе римскому и больше никому. Каждый иезуит приносил клятву верности в безусловном повиновении лично понтифику, и орден с полным основанием мог именоваться не «Обществом Иисуса», а «Дружиной папы». Собственно, орден и был создан для того, чтобы нести специальную (в том числе воинскую) службу на всех территориях внутренних и внешних миссий.
Однако применять эти новые вспомогательные войска на своей службе Павел III начал не сразу. До определённого момента иезуиты были исключительно обществом священников внутренней миссии, сохраняя подобный характер в течение нескольких лет. То есть в «Дружину папы» они превратились, лишь доказав свою профессиональность и преданность. Надо отдать должное Игнатию де Лойоле — получилось это у него очень быстро.
Молодой орден сразу развил бурную деятельность. При этом, хотя число его сторонников постоянно росло, в члены общества принимали далеко не всех и не сразу. В 1543 году иезуитов насчитывалось не более 60 человек. Орден никогда не гнался за количеством — он брал качеством. Это было отборное войско, каждый член которого «не щадя живота своего» старался осуществить на деле лозунг «стать всем для всех, чтобы приобрести всех».
Результаты не замедлили сказаться. Менее чем за 20 лет «Общество Иисуса» стало едва ли не самой могущественной неправительственной организацией в мире, охватив своим влиянием гигантскую территорию от Японии до Бразилии. К моменту смерти де Лойолы в 1556 году орден включал 12 провинций, 72 резиденции, 79 домов и коллегий и насчитывал около 1000 членов. При этом «качество» отцов-иезуитов осталось на прежнем высочайшем уровне.
К тому времени орден окончательно стал «Дружиной папы». И если в первые годы иезуиты обращались главным образом к народным массам, то теперь работа велась исключительно среди высших слоев общества. Орден стал аристократическим, и его ряды по всему миру пополнялись строго из людей, облечённых властью, богатых и образованных. Они и есть его главная опора и питательная среда. Среди них он черпает свою силу и находит поддержку. Именно их расположению он обязан своими основными успехами. Простой же народ всюду, где орден пустил корни, легко позволяет управлять собой. Такова иезуитская модель работы с людьми, за прошедшие столетия доказавшая свою эффективность.
Но против кого была направлена вся эта мощь? Ради чего папа Павел III поддержал создание ордена и «дал добро» на его операции по всему миру? Какая сила вызвала столь резкую реакцию Святого Престола, что он пошёл на крайние меры, предоставив иезуитам исключительные полномочия. Вплоть до разрешения публичного отказа от догматов христианства, чем сполна воспользовались упомянутые ранее Маттео Риччи, Роберто де Нобили и многие другие. Утверждение «цель оправдывает средства» не было пустыми словами. Так какова же была их цель?
Для того чтобы понять это, необходимо вернуться в прошлое, в немецкий город Виттенберг. В осенний день 31 октября 1517 года монах по имени Мартин Лютер прикрепил к дверям городского собора (главному в те времена средству массовой информации) листок со своими «девяноста пятью тезисами». Формально это была критика торговли индульгенциями. На самом же деле, призывая «вернуться к истокам», к раннему христианству, Лютер наотмашь бил по римско-католическому клиру, погрязшему, по мнению многих, в роскоши и стяжательстве. Так началась Реформация, перевернувшая Европу, а за ней и весь остальной мир.
Католики в долгу не остались, и папа Лев X незамедлительно заклеймил мятежного богослова еретиком. Император Карл V объявил его вне закона, но это не помогло, и число сторонников Лютера в Германии стремительно росло. В 1529 году разъяренный император запретил распространение реформаторских идей и обещал «расправиться с ересью». Но вставшие на сторону Лютера пятеро немецких князей и 14 городов высказали на это свой официальный протест. С этого момента приверженцев Реформации стали называть протестантами.
За короткое время протестантское движение набрало невиданную мощь, объединив под антикатолическими лозунгами множество разнообразных течений, отдельных конфессий, церквей и общин. Наряду с лютеранами свою деятельность на этом поприще вели кальвинисты, англикане, баптисты, анабаптисты, методисты, пятидесятники, адвентисты и много ещё кто. Реформацией была охвачена большая часть Европы.
Плюс ко всему 29 августа 1529 года в сражении у Мохача султан Сулейман I нанёс сокрушительное поражение объединённому венгерско-чешско-хорватскому войску, и Османская империя прочно утвердилась на Среднедунайской равнине. Не собираясь останавливаться на достигнутом, османские войска 27 сентября того же года подошли к стенам Вены. В результате Габсбурги, самые могущественные союзники Рима в Европе, были вынуждены бросить все свои силы на отражение турецкого наступления. То есть в самый критический момент они не смогли оказать папе никакой помощи в его борьбе с протестантами.
И это в то время, когда религиозная, а за ней и политическая карта Европы перекраивались на глазах. Католический мир трещал по всем швам:
— германские земли уже были практически целиком протестантские. Лютеранство распространилось на Пруссию, Курляндию, Ливонию, Эстляндию, Финляндию, Швецию, Норвегию и Данию;
— Жан Кальвин, подняв Женеву на уровень второго центра протестантской мысли, успешно продвигал евангелическое движение не только в Швейцарии, но и во Франции, Фландрии и Голландии;
— в Англии король Генрих VIII провозгласил себя главой вновь образованной англиканской церкви, которая 3 ноября 1534 года объявила о своей независимости от Ватикана;
— новое учение набрало серьезную силу в Трансильвании и Венгрии;
— окончательное отпадение Польши от католицизма считалось только вопросом времени.
Казалось, что процесс необратим и римско-католической церкви нанесен смертельный удар. Однако Святой Престол не собирался сдаваться без боя. Павел III пустил в ход новое и, как выяснилось в дальнейшем, чрезвычайно мощное оружие. В 1540 году он бросил на чашу весов Игнатия де Лойолу с его хитроумными иезуитами, и события закрутились с калейдоскопической быстротой.
В 1545 году, в то самое время, когда в Европе началась «очередная пандемия чумы», Павел III созвал Вселенский собор в Триденте. В результате ожесточённых богословских споров, интриг и закулисных переговоров, в которых отцы-иезуиты Ленец и Сальмерон сыграли важнейшую роль, представители папы сумели переманить на свою сторону множество оппозиционных прелатов и не допустили изменения доктрины. Рим одержал верх над Виттенбергом и Женевой.
Сплочённая железной дисциплиной и ясной целью католическая партия устояла перед напором своих многочисленных, но разрозненных оппонентов, и весы истории качнулись в другую сторону. Чудовищным напряжением сил «Антихрист», как его звали протестанты, укрепил свой престол и стал готовится к новым битвам, рассылая повсюду иезуитов, своих главных бойцов. «Дружина папы», призванная решать самые «деликатные» задачи, начала свой драматичный поход.
Таким образом, история ордена иезуитов началась с противостояния Ватикана и протестантов. Именно тогда стратегия иезуитов была сформулирована и доведена до совершенства, а само «Общество Иисуса» оформилось как структура, нацеленная на решение «специальных» задач в борьбе с покушавшимися на власть папы реформаторами. Не гнушаясь при этом никакими методами.
С тех пор и до наших дней, временами уходя в сокрытие, но регулярно возвращаясь, иногда терпя поражения, но чаще — одерживая победы, верные последователи Игнатия де Лойолы присутствуют в этом мире, неся свою миссию. И заключается она в том, чтобы всегда и везде, тайно и явно, законно и незаконно, но постоянно и с неуклонной решимостью вести борьбу за сохранение власти Святого Престола и лично папы римского.
AD MAIOREM DEI GLORIAM. К ВЯЩЕЙ СЛАВЕ БОЖИЕЙ.
Читайте по теме: Орден иезуитов. Лойола и Лютер, Иезуиты и их метод. Стать всем для всех