Кто обладает властью? Вопрос не так прост, как кажется. Многие понимают власть как простую возможность принуждения окружающих к чему-либо. В первую очередь — силой. «Против лома нет приема», — гласит народная мудрость, и именно этот «лом» в руках властителя делает его легитимным в глазах людей.
Примитивная фактология из разряда «кто палку взял, тот и капрал» характерна для понимания власти широкими массами. Во-многом, благодаря понятности этого определения на чисто физическом уровне. Ведь каждому, в той или иной мере, доводилось ощутить «палку» чьей-либо власти на своей спине. Куда яснее.
В то же самое время есть и другое представление о природе власти — её «божественное» происхождение. То есть лишь Избранный™, имеющий ясные и недвусмысленные доказательства своей «избранности», является истинным властителем. Именно это выделяет его из толпы претендентов и в результате даёт право обладать вышеупомянутым «ломом», который и является главным атрибутом власти.
Что есть «меч в камне» короля Артура европейской традиции? Это аллегория на то, что сейчас называют «силовыми структурами», которые по определению должны подчинятся лишь легитимному правителю. Тому, кто «право имеет».
Несмотря на внешние различия, технически оба эти воззрения суть одно и то же. Весь вопрос исключительно в том, что конкретные люди понимают под «божеством», дарующим власть. Это может быть «право крови» или «глас народа», а может быть и личная «воля к власти» — абсолютно без разницы. Потому что главное во всём этом — легитимация капрала в глазах его палки. Чтобы он смог её взять. Ведь именно палка в руках капрала (меч в руках короля) делает его таковым, символизирует и утверждает его превосходство в глазах подчинённых.
Вопрос о наличии власти у папы римского тоже упирается в эту самую палку. Есть ли такой инструмент у понтифика? Товарищ Сталин, образцовый на постсоветском пространстве властитель, не просто так вопросил, пряча усмешку в клубах табачного дыма: «Сколько у папы танковых дивизий?» Тогдашний «наместник святого Петра» Пий XII за словом в карман не полез: «Можете сообщить моему сыну Иосифу, что с моими дивизиями он встретится на небесах».
Мы не знаем, с каким воинством встретился вождь мирового пролетариата «на небесах», но эпизод показательный. Особенно с учётом того, что он не был единственным в своём роде. В 1944 году 5-я армия американского генерала Марка Кларка, формально подчинявшаяся единому командованию во главе с англичанином Александером, самовольно захватила Рим. Более того, доблестный генерал отдал приказ «отогнать огнём» англичан, если они попытаются опередить его на пути к Ватикану. Кларк не понёс за это никакого наказания и впоследствии сделал блестящую военную карьеру. Ничем, кроме того, что он выполнял приказ своего, гораздо более вышестоящего командования, это объяснить невозможно.
Так вот, через несколько дней после освобождения Рима Кларк получил аудиенцию у папы, где попросил прощения: «Боюсь, Вас побеспокоил шум моих танков. Извините». Пий XII тонко улыбнулся в ответ: «Генерал, всякий раз, как Вы придёте освобождать Рим, можете шуметь, сколько вам угодно».
В этом примечательном диалоге мы снова видим противопоставление танковых и призрачных дивизий. Могучие правители, по приказу которых миллионы солдат, сотни кораблей, тысячи танков и самолетов шли в бой, попытались оспорить власть одного человека. Доказать ему, а заодно и всему миру, что они — сильнее.
Так какой же властью обладал папа римский? Согласно Большой советской энциклопедии, власть — это «авторитет, обладающий возможностью подчинять своей воле, управлять или распоряжаться действиями других людей». При этом понятие «авторитет» определяется как «общепризнанное неформальное влияние какого-либо лица или организации в различных сферах общественной жизни».
С «общепризнанным неформальным влиянием» понтифика на сотни миллионов католиков по всему миру более или менее понятно. Но вот с управлением всё несколько сложнее. Католическая церковь имеет жёсткую иерархическую структуру, и «вертикаль власти» в ней отстроена весьма эффективно. Но дело в том, что эта организация теоретически призвана заниматься исключительно обеспечением потребностей верующих в отправлении религиозных обрядов и, в той или иной форме, прозелитизмом. Силовых структур, за исключением малочисленной швейцарской гвардии, в ней нет с тех самых пор, как инквизиция перестала выполнять роль суда, что отправлял упорствующих еретиков на костёр.
Но значит ли это, что у папы нет той самой «палки», которой он, как настоящий капрал, может вразумить своих подчинённых и противников? Для того чтобы разобраться в этом, давайте рассмотрим один из переломных моментов в истории папства, высветивший некоторые скрытые стороны Святого Престола.
Началось всё с решительной попытки реформировать католичество как таковое, которую предпринял папа Иоанн XXIII на Втором Ватиканском соборе. Завершить собор ему не удалось ввиду отхода в мир иной. Особых подозрений эта смерть не вызвала — папа был стар и много работал.
На его место взошел Павел VI, не обладавший силой и авторитетом своего предшественника. Реформы были остановлены, но Павел VI постарался удержать церковь в том состоянии, в котором он её принял. А времена были непростые:
• В Ватикане группа консерваторов жёстко противостояла любым реформам. Возглавлял её непримиримый кардинал Оттавиани, известный тем, что однажды заявил: «Я надеюсь умереть до окончания собора, ибо тогда я умру как кардинал Святой Римской Церкви, а не как чиновник протестантской и прокоммунистической церкви».
• Президент Южного Вьетнама, католик Нго Динь Дьем был убит, и влияние католического истеблишмента в Юго-Восточной Азии сошло на нет.
• Президент США, католик Джон Кеннеди был убит, и война во Вьетнаме перечеркнула все планы решить дело миром под патронажем Ватикана.
• Позиции Святого Престола в США пошатнулись, и американские епископы, такие как кардинал Джон Коди, архиепископ Чикаго, что возглавлял самую богатую епархию в мире, стали практически независимыми от Рима.
• Ватиканский банк, возглавляемый епископом Полом Марцинкусом, уроженцем Чикаго, постоянно вовлекался в какие-то махинации. Марцинкус вырос в трущобах городка Сисеро (штат Иллинойс). Он сделал головокружительную карьеру, стал «банкиром Господа Бога», но привычкам своим не изменил. Криминальные банкиры Роберто Кальви и Микеле Синдона чувствовали себя в Ватикане, как в своей кладовой.
• Итальянская мафия, проворачивая самые грязные дела по всему миру, вовсю пользовалась поддержкой высокопоставленных чиновников Католической церкви.
• Могущественная масонская ложа «П-2», возглавляемая Личо Джелли по прозвищу «Иль Бураттинайо» (Кукольник), проникла за стены Ватикана. Согласно каноническому праву, принадлежность к масонству влечёт за собой безусловное отлучение от церкви. Но в Ватикане насчитывалось, по некоторым сведениям, более 100 «вольных каменщиков», причем среди них были не только священники, но даже кардиналы.
Именно в таком состоянии папский престол принял кардинал Альбино Лучани. Его избрание стало главным достижением Павла VI и угрозой той «стабильности», что сложилась в католическом мире.
Новый папа во многих вещах был действительно новым. Он стал первым римским папой, родившимся в XX столетии. Он отказался от коронации и тиары, продемонстрировав окончательный отказ от притязаний на светскую власть. Впервые за всю историю папа взял себе двойное имя. Он назвался в честь Иоанна XXIII и Павла VI, чем сразу подтвердил свою решимость продолжить их дело.
Понтификат его начался с недоброго предзнаменования. Прямо во время аудиенции умер прибывший в Ватикан с поздравлениями от РПЦ митрополит Ленинградский и Ладожский Никодим (Ротов). Тот самый митрополит Никодим, у которого долгое время трудился секретарём посвященный им же в монахи Кирилл Гундяев, будущий патриарх Кирилл. Сразу же возникли подозрения, что умер он не просто так, а был отравлен, по ошибке выпив предназначенный папе напиток.
Но Альберто Лучани был не робкого десятка и останавливаться не собирался. По его решению целый ряд католических деятелей, включая нескольких высших иерархов, должны были незамедлительно уйти со своих постов. Папа решительно зачищал церковь от масонов. Это была революция «сверху», которую Иоанну Павлу I не довелось завершить. Ровно через 33 дня после своего избрания он умер. Официально — от инфаркта, как и митрополит Никодим. Но мало кто сомневался, что «Улыбающегося папу» отравили.
Католический мир был потрясён. Казалось, вернулись беззаконные времена Александра VI Борджиа, который, согласно всеобщему мнению, тоже был отравлен. Противники реформ должны были торжествовать, но всё пошло не по их сценарию. 16 октября 1978 года папой становится другой воспитанник Павла VI, кардинал Кароль Войтыла. Он принимает говорящее само за себя имя Иоанн Павел II, и всё становится ясно.
Дальнейшие события практически с документальной точностью отражены в известнейшем фильме Фрэнсиса Форда Копполы «Крестный отец 3». По Италии и Америке прокатилась волна разоблачений, арестов, убийств и загадочных смертей. Ложа «П-2» была полностью разгромлена. Личо Джелли подался в бега. Масонские и мафиозные кланы вцепились друг другу в глотку, заметая следы, убирая свидетелей и исполнителей в отчаянной попытке выйти из той ситуации, в которую загнали себя сами. Марцинкус и Кальви были убиты, Синдона арестован, экстрадирован в Италию и тоже убит. Но было уже поздно. Лом, против которого нет приема, обрушился на головы злоумышленников.
Таким образом, как мы видим, в распоряжении римского папы есть соответствующие его рангу атрибуты власти, с помощью которых он может осуществлять эту власть в полной мере. Не в одиночку же понтифик управился с заговорщиками. Даже простые контакты с соответствующими итальянскими и американскими службами требовали наличия подготовленных людей в окружении папы, не говоря уже о защите его жизни.
Иоанн Павел II пережил два покушения, чудом остался жив, но всё-таки победил. Во многом это заслуга той структуры, что при нём играла роль меча короля Артура. В каком виде она была реализована? Ничего сверхъестественного мы здесь не найдём. Старый, проверенный формат монашеского ордена, адаптированный под существующие реалии. Жизнеспособность и эффективность подобных формирований показали миру иезуиты, ставшие первопроходцами в деле защиты интересов римских пап в условиях нового времени.
ИХ ПРИМЕРУ ПОСЛЕДОВАЛИ ДРУГИЕ.