В последнее время часто возникают вопросы относительно роли символов в нашей жизни и символизации её как таковой. Как это часто бывает, люди разделяются в своем отношении к проблеме на два противоположных лагеря. Одни считают, что символизм это ни на что не влияющие «игры разума», отвлекающие от действительно важных дел, другие видят символы во всем и утверждают, что они правят миром.
К сожалению, такой вот монохромный подход характерен для современного человека. Сейчас интеллектуальный метод сведен en masse к «отрицанию отрицания» и «борьбе противоположностей», про единство же этих самых противоположностей люди склонны забывать. На самом же деле истина всегда где-то посередине, особенно когда это касается общественного устройства.
Прежде чем разбирать место символов в жизни и последствия символизации в общественных отношениях, необходимо разобраться с терминами. И для начала необходимо понять разницу между символами и знамениями. Знамение — это послание внечеловеческого происхождения, проявленное в этом мире и доносящее до людей понимание о существовании реальности высшего порядка. Как относиться к знамениям, в исламе и других авраамических религиях очень четко и внятно прописано. Символ же — это нечто иное в силу своего происхождения. Символ — дело рук человеческих. Именно из этого утверждения я и буду исходить.
В современной философии символ (от греч. symbolon — знак, опознавательная примета) — это идея, образ или объект, имеющий собственное содержание и одновременно представляющий в обобщенной, неразвернутой форме некоторое иное содержание. Символы используются людьми и всегда служат для обозначения чего-то неявного, не лежащего на поверхности.
То есть за символом всегда стоит некий образ, воплощающий какую-либо идею. Более того, символ и есть образ, взятый в аспекте своей знаковости, и одновременно он есть знак, наделенный всей органичностью и многозначностью образа, которому определённая группа людей придаёт особый смысл. И этот смысл, который не может и не должен быть понятным для тех, кто не посвящён в значение символов (каждый символ по своему характеру является тайным или, по крайней мере, условным знаком), этот смысл является, как правило, намёком на то, что находится сверх или за чувственно воспринимаемой внешностью.
Вся повседневная жизнь человека наполнена символами, которые напоминают ему что-либо и как-либо воздействуют на него. И. Гёте в письме к канцлеру фон Мюллеру писал, что «всё можно считать только символом, за которым скрыто ещё нечто другое». Это признание главенствующей роли символов, повторяюсь, созданных людьми, в жизни каждого человека, общественных групп и человечества в целом, является отличительной чертой современной цивилизации.
Люди отдали на откуп так называемой «науке» толкование знамений, сведя их исключительно к «природным явлениям», и перестали видеть в смене дня и ночи, в сотворении небес и Земли великие таинства и послания свыше, заменив их тайнами человеческими. Тотальная десакрализация тварного мира, обусловленная материалистической направленностью общественной мысли, привела к замене внечеловеческих знамений на искусственно созданные сакральные ориентиры, навязанные как образцы поведения и разумения.
Можно ли назвать эту печальную ситуацию, свидетелями которой мы стали, чем-то специфически новым, присущим исключительно современной цивилизации? Конечно же, нет. Это всего лишь вывернутое наизнанку язычество, поклонение природным силам, проявленным в этом мире уже как математическая модель, абстрактная структура, реализованная на практике умозрительная конструкция.
При всей внешней несхожести цивилизация, построенная на движении согласно символическим вехам, установленным людьми, суть зеркальное отражение любой языческой цивилизации, что двигалась по фарватеру, указанному «стихиями». По сути, современные идеологические воззрения, завязанные на материализм и атеизм, есть логическое продолжение языческих установок. Исходя из этой преемственности их и надо рассматривать.
Религиозно-философские концепции язычников изначально были разделены на тайные и явные. Эзотерические, или духовные, учения открывались немногим посвященным, большинству же предлагалась экзотерическая, то есть буквальная интерпретация этих учений. Для того чтобы сделать абстрактные принципы природных законов простыми и доступными, «жизненные силы» Вселенной были персонифицированы, стали богами и богинями древних мифологий. Невежественные массы воспринимали их как реальных персонажей и оставляли на алтарях «богов» свои приношения, но «мудрецы» воспринимали эти статуи лишь как символическое выражение абстрактных истин. Именно тогда зародилось само понятие символов и началась символизация общества.
Это была осознанная политика сильных мира сего, направленная на разделение человечества через лишение большей части его доступа к знаниям. Апостол Павел говорил, что младенцев надо питать молоком, но сильных людей нужно кормить мясом. Каждая языческая цивилизация имела и имеет не только официальную религию, но и другую, доступ к таинствам которой, к тому самому «мясу», имели только элитарии. Многие из этих культов исчезли, не оправдав надежд, но некоторые выжили, и их влияние сохранилось до сих пор.
Роберт Маккой в книге «Общая история масонства» пишет: «Все совершенство цивилизации, все достижения науки, философии и искусств древних обязаны тем институтам, которые под покровом тайны пытались описать тончайшие истины религии, морали и добродетели и вложить их в сердца учеников».
Эти самые «институты» на определенной ступени развития человечества сделали ставку на материализм. Культ матери-материи получил глобальную поддержку и распространился повсюду. Возникновение мира было объявлено случайностью, и люди вовсе потеряли сакральные ориентиры. Для того чтобы не оставить паству без путеводной звезды, широким массам была предложена новая модель общественного устройства, в которой роль божества, устанавливающего законы, формально была отведена им самим. Vox pópuli vox Déi, глас народа — глас божий, вот основной посыл к легитимации демократии, «власти народа».
Но стада без пастухов не бывает, и именно эту роль отвели себе деятели так называемых «тайных обществ». Знание об устройстве мира и направлении движения человечества, что раньше извлекалось из богооткровенных текстов и знамений, было окончательно узурпировано ими и объявлено наследством ушедшей мудрости. Была проведена колоссальная работа по фальсификации истории, созданию ложных следов «великих цивилизаций древности» и так далее и тому подобное. В результате все человечество было низведено до уровня тех самых простецов, что несут жертвы на алтарь даже не «богов», а самых разнокалиберных божков, начиная от местечковых тиранов и заканчивая артистами, музыкантами и нобелевскими лауреатами.
Символы играют в данной парадигме огромную роль, являясь посланием к народам от сильных мира сего, от обладателей знания к простому люду. То есть они, по сути, призваны заменить собой знамения™, понуждая народ к размышлению и действию не на основе объективных, не подконтрольных человеку реалий, а на основе пожеланий и стремлений узкой группы «посвященных».
Таким образом, поняв природу современного символизма, его генезис и тезаурус, можно четко определить, что символы – это послания определенных групп людей, объединенных общей идеологией и целями, к остальному человечеству, несущие в себе объявление о планах и о правах на территории и объекты материальной и нематериальной собственности.
Исходя из этого, как же нам следует относится к символам, окружающим нас со всех сторон? Все просто. Нужно не придавать им сакрального смысла и значения, а лишь принимать их во внимание, как проявление воли общественно-политических группировок, вне зависимости от их публичных деклараций. А уже после этого можно выстраивать свое понимание политических процессов, исходя из намерений игроков за мировой шахматной доской.
Читайте по теме: Про культурный код, или С чего начинается возрождение