Мы уже много раз касались того, что множество разного рода кинофильмов производится «фабрикой кошмаров» далеко не только ради банального заработка. Деньги — аспект важный, конечно же, но далеко не основной. Особенно в картинах знаковых и «раскрученных». Как правило, в них заключено некое символическое послание.

Под символом мы понимаем образ, имеющий, помимо явного, ещё и скрытое содержание, предназначенное для конкретной группы лиц. При этом для того, чтобы такое послание достигло своей цели, в исходный объект (в рассматриваемом случае — фильм) вставляются подсказки, позволяющие зрителю догадаться, что, собственно, автор хотел сказать. Владея соответствующим методом и определённым умением, эти подсказки можно увидеть и должным образом понять.

В этом плане примечателен диалог агента 007 Джеймса Бонда с доктором Кристмас Джонс в фильме «И целого мира мало». Выслушав многозначительную тираду Бонда, доктор Джонс спрашивает: «Ты не мог бы сказать это по-человечески, для тех, кто не говорит по-шпионски?»

Именно в этом переводе со «шпионского» на «человеческий» и состоит понимание скрытых смыслов, понимание символов. В каких-то случаях это сделать проще, в каких-то — сложнее. Например, в фильме Пола Гринграсса «Джейсон Борн» (2016) аллюзии к создателю и хозяину мессенджера «Телеграм» Павлу Дурову и его сложным взаимоотношениям со спецслужбами видны невооружённым глазом. Напротив, в упомянутой выше девятнадцатой серии бондианы смыслы увидеть не так просто, и их явно больше. Давайте его и разберём.

«И целого мира мало» просто переполнен символами, и самое интересное то, что все они ложатся в тщательно продуманную схему. Такое случается достаточно редко. Чаще всего послание прячут где-то на окраинах, в намёках и туманных указаниях. Здесь же мы видим чёткий прогноз развития событий, по сути — предупреждение заинтересованным лицам и обозначение позиции. Но не будем забегать вперёд и начнём, как положено, с начала.

Картина вышла на экраны в 1999 году. Производство киностудии Метро-Голдвин-Майер. Режиссёр — Майкл Эптед. В ролях: Пирс Броснан, Софи Марсо, Джуди Денч, Дениз Ричардс. Бюджет — $135 млн., сборы — $362 млн.

Действие разворачивается вокруг владельца и руководителя транснациональной корпорации c говорящим названием King Industries сэра Роберта Кинга. М., начальница МИ-6 (британской разведки), поручает агенту 007 вернуть три миллиона фунтов стерлингов (пять миллионов долларов), потраченных Кингом на выкуп секретного отчёта российского атомного ведомства.

При этом М. не скрывает, что с сэром Робертом её связывает давняя дружба. Они вместе учились в Оксфорде, и он неоднократно обращался к ней с разного рода щепетильными просьбами. В том числе и в момент похищения своей дочери. Но в данном конкретном случае всё более прозаично: Кинг купил этот отчёт в расчёте узнать, кто стоит за терактами на нефтепроводе, который он строит. Но отчёт оказался фальшивым, и М. помогает Кингу разобраться с жуликами, поручив дело Бонду, который и решает проблему в своём неповторимом стиле.

Вот здесь уже стоит задуматься. Как же так? Начальник государственной спецслужбы использует своё служебное положение, чтобы пролоббировать интересы частного лица! М. официально, за государственный счёт, отправляет на задание государственного служащего, да ещё и с лицензией на убийство. Тот, рискуя своей и чужими жизнями, выполняет «работу» на территории другого государства, нарушая при этом все мыслимые и немыслимые правила и законы. И всё ради того, чтобы сэр Роберт Кинг вернул свои личные пять миллионов долларов?

Как-то это не вяжется. Понятно, что английским чиновникам ничто человеческое не чуждо, но чтобы вот так явно, не скрываясь, проворачивать свои тёмные делишки, это вряд ли. Ведь про эту операцию знает огромное число людей, и, безусловно, вышестоящее начальство тоже в курсе. Но М. не боится последствий и явно довольна результатом.

Однако радужные настроения вскоре сменяются шоком. Кинга убивают с помощью добытых Бондом денег. 007 преследует и почти настигает убийцу, но в последний момент та предпочитает покончить с собой. «Я смогу тебя защитить!» — кричит Бонд. «Только не от него», — отвечает она и стреляет в баллон с газом. То есть киллерша идёт на самоубийство не из идеологических соображений, а из уверенности в том, что ей всё равно не выжить и даже Бонд (а значит, британское правительство), не сможет её спасти.

И тут мы видим второе противоречие. Кинга взорвали прямо в штаб-квартире МИ-6 в Лондоне, практически в соседнем с кабинетом М. помещении. В реальном мире это невозможно себе представить. Даже могущественный КГБ в период самых острых столкновений холодной войны никогда не пытался устроить ничего подобного. Что за таинственная организация не побоялась бросить вызов одной из самых старых и влиятельных спецслужб мира? Причём понятно, что профессионалы такого уровня могли убрать Кинга куда менее экзотическим способом. Зачем же была нужна такая явная демонстрация силы?

Это открытое объявление войны, и в МИ-6 это прекрасно понимают. Но реакция М. только дополнительно запутывает ситуацию. В ярости она отчеканивает: «Нас не напугают трусы, убивающие невинного человека и использующие нас!» Почему «трусы»? Каким образом они «использовали» МИ-6? Вопросов явно больше, чем ответов.

Но некоторые выводы уже можно сделать. Несомненно, нам указывают на то, что корпорация сэра Роберта на самом деле не такая уж и частная. Масштаб вовлечённости британских спецслужб в дела Кинга можно объяснить только тем, что все его шаги как минимум были согласованы с правительством и направлены на соблюдение интересов Короны. Только тем, что над корпорацией King Industries, как тень отца Гамлета, грозно возвышалось британское государство, можно объяснить столь тщательно продуманную и безукоризненно исполненную операцию по устранению Кинга не где-нибудь, а в святая святых английской разведки.

Это был Знак™, это было Послание™. «Мы знаем, кто стоит за Кингом, и мы не остановимся ни перед чем», — вот что оно гласит. Но чего хотел сэр Роберт? За что он поплатился жизнью? По ходу фильма становится ясно, что объектом противостояния является строящийся нефтепровод. Судя по словам М., значимость его колоссальна: «По этому нефтепроводу Запад планирует пополнять запасы в XXI веке».

Электра Кинг, дочь и наследница убитого сэра Роберта, тоже понимает всю сложность и опасность проекта. Она объясняет Бонду: «Я хочу построить полторы тысячи километров нефтепровода через Турцию, мимо террористов, — тут она пультом, как указкой, показывает на Армению, и после долгой паузы она продолжает, — в Ираке, Иране и Сирии, — затем показывает на Россию. — Здесь у русских три конкурирующих нефтепровода. И они сделают всё, чтобы мне помешать».

Итак, всё завязано на трубопровод, что идёт от каспийских месторождений Азербайджана через Грузию и Турцию к побережью Средиземного моря. Именно вокруг него кипят страсти, рвутся бомбы, и гибнут люди. Идёт непримиримое противоборство могущественных сил. Так показано в фильме. Но насколько вся эта история выдумана? Если мы посмотрим на то, что происходило в действительности, то увидим любопытные вещи.

«И целого мира мало» вышел на экраны в 1999 году. А всего лишь годом ранее, 29 октября 1998 г., президент Азербайджана Гейдар Алиев, президент Турции Сулейман Демирель, президент Грузии Эдуард Шеварднадзе, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев и президент Узбекистана Ислам Каримов в присутствии министра энергетики США Билла Ричардсона подписали в Анкаре декларацию о строительстве трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД).

18 сентября 2002 г. в Баку Гейдар Алиев, Эдуард Шеварднадзе и уже новый президент Турции Ахмет Недждет Сезер заложили первый камень в фундамент будущей трубы.

В апреле 2003 года начались полномасштабные строительные работы, и уже 4 июня 2006 года состоялась первая прокачка нефти.

13 июля 2006 года в Джейхане (Турция) состоялась официальная церемония открытия трубопровода, в которой приняли участие президент Турции Ахмет Недждет Сезер, президент Азербайджана Ильхам Алиев, президент Грузии Михаил Саакашвили, генеральный директор компании BP лорд Джон Браун, президент BP Azerbaijan Дэвид Вудворд, а также премьер-министры, главы МИД и министры энергетики ещё около 20 стран.

Вскоре БТД вышел на производительность в 1,2 млн. баррелей в сутки. Общая стоимость строительства превысила 4 млрд. долларов.

Если сравнить карту реально построенного нефтепровода с картой из фильма, то мы получим практически полное совпадение, и не остаётся никаких сомнений в том, что «И целого мира мало» был снят целенаправленно под его строительство. Также становится понятно, почему весь этот проект представлен как приоритетный для Великобритании.

Для этого достаточно посмотреть на состав акционеров БТД. Основных из них — два: British Petroleum (30,1%) и Государственная нефтяная компания Азербайджана (25%). У остальных доли помельче: Unocal — 8,9%; Statoil — 8,7%; TPAO — 6,5%; Eni — 5%; Itochu — 3,4%; ConocoPhillips — 2,5%; Inpex — 2,5%; Total — 5% и Amerada Hess — 2,4% (по состоянию на 2009 год).

То есть основной акционер БТД — British Petroleum, транснациональная нефтегазовая корпорация со штаб-квартирой в Лондоне, одна из крупнейших в мире. История её возникновения крайне любопытна и достойна отдельного исследования, сейчас же отмечу только одно. ВР как была изначально, так и по сей день остаётся частью британской правительственной политики. Достойной продолжательницей дела Ост-Индской компании.

Поэтому в фильме война против Кинга была войной ни больше ни меньше как против Великобритании. И решимость британских спецслужб биться за интересы King Industries (читай British Petroleum) ни что иное как декларация понимания того, кто основной враг Британии в этом деле. Для того и сняли фильм-предупреждение: «Не вмешивайтесь. Мы в курсе ваших планов, и бонды всех мастей стоят на страже».

НО КТО ЖЕ ПРОТИВОСТОЯЛ КОРОНЕ?

Продолжение: Часть 2. Русские войны не хотят, Часть 3. А Армения противЧасть 4. Кто претендовал на бакинскую нефть?