Мы живём в век космических скоростей. В преддверии Судного дня время летит быстрее и быстрее и ускоряется абсолютно всё. У скорости есть немало преимуществ. Можно в течение одного дня облететь полмира и одним кликом установить связь с человеком в другой части света. И скороварка сварит обед в разы быстрее, чем во времена наших бабушек, и бытовая техника поможет справиться с домашними делами намного быстрее.
Но всегда ли хороша эта быстрота?.. Разумеется, нет. Печально и страшно видеть, сколько мусульман стали жертвой шайтана, подталкивающего нас к спешке в тех делах, в которых спешить ни в коем случае нельзя. В первую очередь это касается познания религии.
«Исламские учёные» в кавычках растут как грибы после дождя. Окончивший самые обыкновенные курсы арабского языка уже претендует на звание достойного уважения искателя знаний. А если у него за плечами пару лет онлайн-университета, то он вроде как уже шейх. А если ещё и учился у десятка шейхов путём прослушивания их лекций в интернете, то тут и вовсе можно уже смело раздавать фетвы направо и налево. Увы, некоторые так и поступают, напрочь забывая о том, что сподвижники, черпавшие знание из самого надёжного источника, старались не издавать фетв. Каждый из них, осознавая серьёзность этого дела, скромно старался предоставить его своему товарищу, считая его более достойным и более подходящим для этой огромной, тяжелейшей ответственности.
И мусульманские учёные после них шли по их стопам. Ещё в детские годы выучив наизусть Коран и целые книги, они проводили десятилетия в поездках с целью углубить и расширить свои познания, и лишь потом, обретя глубокое понимание религии и мудрость, они приступали к преподаванию и написанию книг. Даже став признанными учёными, они не стеснялись говорить: «Я не знаю». И они избегали называть себя учёными, лелея робкую надежду на то, что пред Аллахом они относятся хотя бы к категории простых и скромных искателей знания. Это был предел их мечтаний, и богобоязненность не позволяла им претендовать на большее.
Чем дольше живёшь, тем больше убеждаешься, что беспорядочно натолкать в свою память «понемногу отовсюду» можно довольно быстро, особенно если имеешь много свободного времени и неплохую память. Можно «галопом по европам» пробежать за год программу, рассчитанную на несколько лет. Можно. Но на самом деле со времён ранних исламских учёных ничего не изменилось в том плане, что сегодня, как и тогда, требуются годы, чтобы переварить это знание, разложить его по полочкам, собрать воедино разрозненные части и увидеть полную картину. И порой требуются десятилетия упорного и кропотливого труда, чтобы обрести такое понимание религии, которое делает человека достаточно компетентным, чтобы издавать фетвы или грамотно преподавать.
А четыре года в хорошем университете — это только начало пути, всего лишь фундамент, на котором предстоит построить небоскрёб. Это всего лишь первые ключи к дверям исламских наук, и путь, который предстоит пройти после этого, долгий и трудный. И торопливость здесь ни к чему.