Верующие твердо знают, что смерть — это расставание лишь на время. Это своего рода проверка на верность для тех, кто остался в этом мире. Они не забывают своих усопших братьев и сестер — они молятся за них и просят для них прощения, посещают их могилы и надеются на встречу с ними в обители Божьей милости.

Но есть среди усопших те, кого они не считают мертвыми, кто не пожалел своей жизни, исполняя свой долг, чтобы снискать благоволение Аллаха, кого в народе почтительно называют шахидами. Это мученики, которые отдали свои жизни, защищая Родину и веру, оберегая свою честь и свои семьи. Их доброе имя увековечил Сам Господь, когда сказал: «Не называйте тех, кто погиб на пути Аллаха, мёртвыми. Нет, они живы, но вы не ощущаете этого» (сура 2 «Корова», аят 154).

Они тоже любили жизнь и создавали семьи, строили мечты и надеялись на их воплощение. Подобно всем нам, они трудились для того, чтобы сделать свою жизнь счастливой и прекрасной. Но было то, что они возлюбили сильнее этого мира. Они имели честь и любили справедливость, хотели видеть своих детей свободными и счастливыми. Они верили в то, что Аллах не лишает награды того, кто отстаивает истину и верит в Него. И смерть не сумела одолеть их, поскольку, расставшись с этим бренным миром, они обрели иную, более совершенную жизнь. Расставшись с любимыми из смертных, они воссоединились с возлюбленным Аллахом и поселились в райской обители.

Священный Коран гласит: «Никоим образом не считай мертвыми тех, кто был убит на пути Аллаха. Нет, они живы и получают удел у своего Господа, радуясь тому, что Аллах даровал им по Своей милости, и ликуя от того, что их последователи, которые еще не присоединились к ним, не познают страха и не будут опечалены. Они радуются милости Аллаха и щедрости и тому, что Аллах не теряет награды верующих» (сура 3 «Семейство Имрана», аяты 169-171).

В одном из достоверных хадисов пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) сообщается, что души павших мучеников попадают в тела зеленых птичек, которые летают над ручьями в раю, питаются райскими плодами и слетаются к фонарям, которые привязаны к трону Аллаха.

Шахиды удостаиваются Божьей милости и занимают высокое положение в раю. Там они наслаждаются всевозможными благами, описать которые может только Господь, и ничего не желают для себя взамен. Если бы у человека была тысяча жизней и если бы он расстался с каждой из них, защищая свою свободу, свои убеждения, свою семью и своих близких, этот поступок оказался бы ничтожным по сравнению с такой великой наградой! Вот почему шахиды не желают для себя ничего, кроме возможности вернуться в этот мир, дабы еще раз отдать свою жизнь во имя истины и справедливости.

Матери шахидов не плачут, когда им приносят весть о гибели их сыновей. Но на их глазах появляются слезы, но это другие слёзы. Они вспоминают, как они растили своих сыновей и кормили их грудью, как те начинали ползать и ходить, как они в первый раз пошли в школу. Но их материнские сердца согреваются верой в то, что теперь их любимцы никогда уже не познают ни горя, ни печали, ни страданий. Шахиды отблагодарили своих родителей за каждую каплю материнского молока, за каждое родительское наставление. Они отблагодарили свой народ за то, что были воспитаны в духе славных традиций и научились не изменять им.

И люди, в свою очередь, благодарны им и не забывают ни их самих, ни их родственников и близких. Их имена не записываются золотыми буквами на безмолвных камнях — они навсегда сохраняются в памяти народа, в душах тех, кто остался жить. И мы считаем это достоянием нашей нации, нашей уммы, её многовековой культуры.

Увы, за пределами исламского мира представления о шахидах покалечены заблуждениями и предрассудками. В средствах массовой информации шахидами называют тех, кто кончает жизнь самоубийством, унося при этом жизни многих безвинных граждан. Появилось даже выражение "пояс шахида", которое не имеет ничего общего с мученичеством в исламе, но зато действует как удачный пропагандистский приём.

А ведь в исламе шахидами считаются те, кто погибает во имя добра и справедливости, защищая, согласно предписаниям религии, свою Родину и честь, благополучие своих близких и соотечественников. В одном из хадисов сообщается, что даже погибший при защите своего имущества становится шахидом. В более широком смысле слова к шахидам причисляют женщин, умерших во время или после родов, а также умерших от чумы, болезней живота, воспаления лёгких, утопленников, погибших при пожаре или под развалинами рухнувших зданий.

Мусульмане ценят жизнь свою и чужую. Они благодарят Господа, когда благоденствуют, и не ропщут на судьбу, когда их постигают несчастья. От этого их души становятся чище, а их жизнь — счастливее. Но когда кто-либо покушается на их святыни и приносит смуту на их землю, то они поднимаются на борьбу с несправедливостью и цена победы уже не имеет значения. «Скажи: «Неужели вы ждёте, что с нами случится ещё что-то, кроме одного из двух благ? Мы тоже ждём, что Аллах накажет вас Сам или же нашими руками. Ждите, и мы подождём вместе с вами» (сура 9 «Покаяние», аят 52).