Можно ли остаться оптимистом в мире, где каждый день случаются катастрофы, взрывы, стихийные бедствия? Информационные агентства с завидной настойчивостью напоминают нам об угрозе экономического кризиса и мирового терроризма, о росте преступности и надвигающейся экологической катастрофе. Неудивительно, что современный человек разочаровывается в настоящем и теряет надежду на лучшее будущее, смиряясь с неизбежностью насилия, несправедливости и страдания.
Как тут не вспомнить немецкого философа XIX века Артура Шопенгауэра, считавшего земное счастье не более чем иллюзией. По его словам, настоящее "никогда не удовлетворяет нас, а будущее ненадежно" и трудно поверить, будто жизнь существует для благодарного наслаждения ею, а человек создан для того, чтобы быть счастливым [О ничтожестве и горестях жизни]. Отсюда и стремление философа-мизантропа искать источники наслаждения в самом себе, в собственной индивидуальности и в личных свойствах, а не в жалком мире, где власть принадлежит дурному началу, а решающее слово — глупость [Афоризмы житейской мудрости].
В противовес этому взгляду можно сослаться на американского философа и психолога, одного из основателей прагматизма Уильяма Джеймса, согласно которому пессимизм овладевает человеком, когда для него блекнет "красота жизни и слава мира". По его мнению, если индивидуум верит в глубокий нравственный смысл людских переживаний и "все для него дышит верою и надеждой", то течение жизни будет наполнено смыслом. В ином случае, пребывание на земле становится унылой "вереницей дней" [Многообразие религиозного опыта].
В иудео-христианской традиции оптимизм рождается от библейских строк: "И увидел бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма" (Быт 1:31). Но увидеть мир в таком свете помогают вера и благочестие: "Радуйтесь, праведные, о Господе и славьте память святыни Его" (Пс 96:11-12). Источник жизни находится у Бога, а потому только жизнь с Богом в сердце позволяет чувствовать себя уверенно: "Спокойно ложусь я и сплю, ибо Ты, Господи, един даешь мне жить в безопасности" (Пс 4:9). Но если человек отпал от Бога и отступил от своей природы, то жизнь его омрачается: "Проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей" (Быт 3:17).
Однако оптимизм верующего человека был не понят некоторыми яркими представителями западной философии, и причиной тому стала христианская концепция первородного греха. Французский социолог Гюстав Лебон пошел еще дальше и назвал Коран "почти" таким же пессимистичным, как и Новый Завет. По его словам, отношение к земной жизни как к испытательному сроку побуждает совестливых людей к отрешению от мира для того, чтобы избежать ошибок и освободиться от грехов [Цивилизация арабов].
На наш взгляд, такой поверхностный подход не отражает коранического взгляда на жизнь и бытие. Если понимать под аскетизмом полное отречение от мирских благ и подавление чувственных желаний, то кораническая мораль не является аскетичной по сути. Ведь монашество, согласно священной книге мусульман, люди выдумали сами и не сумели соблюсти его должным образом (сура 57 "Железо", аят 27)
. Этот мир с его блестящей палитрой красок создан для верующих, дабы они благодарили Всевышнего и пользовались Его благами во благо людей, а аскетизм в понимании мусульманских богословов — это отсутствие привязанности к земным удовольствиям и правильное расставление приоритетов.
Всевышний предоставил нам право сознательного выбора: жить вне закона Божьего, обожествляя свои желания и трудясь только ради этой скоротечной жизни, или пытаться заработать духовный капитал, не только позволяющий надеяться на попадание в Рай, но и обеспечивающий поддержку Всевышнего в ближней жизни. Потому Коран и напоминает верующим, что они будут на высоте (сура 3 "Семейство Имрана", аят 139)
, что помощь Аллаха близка (сура 2 "Корова", аят 214)
и что следующие верным путем не будут несчастны (сура 20 "Та ха", аят 123)
.
Безусловно, никто не застрахован от ошибок и падений по самым разным объективным и субъективным причинам. Но даже самый закоренелый преступник имеет право на покаяние и на отсрочку до определенного времени, ведь если бы Аллах без промедления наказывал людей за их несправедливость, то на земле не осталось бы ни единой души (сура 16 "Пчелы", аят 61)
.
Пессимизм видится последствием наших действий или нашего бездействия. Деяния во имя Аллаха — это наше положительное настроение. Они позволяют надеяться, ценить, любить. Они вселяют внутреннюю уверенность в завтрашнем дне, даже если мы не говорим об этом вслух. И хотя путь этот обременителен для души, которая ищет услад и соблазняется на запрещенное, в конечном счете следовать им проще и лучше. И сомневаться в обещании Всевышнего не приходится — это знает каждый, кто испытал на себе божественную опеку после того, как своевременно совершил молитву, поделился с нуждающимся или воздержался от злословия за чужой спиной. Это те самые конкретные дела, которые подтверждают наш статус верующих и помогают верить в то, что трудности обязательно сменятся облегчением и что завтрашний день будет лучше!