Каждый день в жизни каждого из нас непременно что-нибудь случается. Что-то хорошее. Что-то плохое. А чаще – всё вместе и сразу. И каждый день мы сами решаем, как на происходящее отреагировать.
Наша первая реакция, первый порыв обычно скорее инстинктивные: мы начинаем роптать и жаловаться на жизнь, если случается что-то неприятное, или же начинаем ликовать и прыгать от радости, если на нас неожиданно сваливается что-то хорошее. Люди, далёкие от религии или вовсе неверующие, обычно такой реакцией и ограничиваются вне зависимости от масштабов события. Примеров вокруг тысячи.
И вот тут-то ясно замечаешь одно из главных различий между человеком верующим и далёким от веры. Верующий отбрасывает эту первую инстинктивную реакцию, говоря ей: нет, слишком скудно, слишком мелко и эгоистично, слишком самовлюблённо и неправильно, слишком не по-человечески, слишком не так.
Он идёт дальше, минуя эту первую дверь, этот первый примитивный порыв, возвышаясь до поведения обладателя веры: он встречает радостное событие благодарностью Создателю, а горестное — терпением в надежде на награду от Него и упованием на Его бесконечную мудрость и заботу.
И каждый день в тебе борется эта примитивная животная натура, именуемая нафсом и всячески поощряемая и поддерживаемся шайтаном, и натура возвышенная, одухотворённая, которая не находит на земле то, что она однажды потеряла на небесах, и которую одинаково не жалуют нафс и шайтан.
Каждый раз, когда ты делаешь свой выбор, имеет место эта борьба — нередко это происходит десятки раз на дню. Что бы с тобой ни случилось, перед тобой всегда две дороги: дать слабину и поддаться нафсу или сделать усилие и придавить его к земле и заставить замолчать.
Ты или желаешь награды, милости и прощения Всевышнего и с готовностью лезешь на эту крутую гору человеческого совершенства, либо ничего не хочешь и никуда не лезешь, праздно оставаясь у подножия этой горы и устало махая рукой: может быть, как-нибудь в другой раз.
Вот так, задумываясь о собственных поступках, мыслях, чувствах, ты понимаешь: ты человек и мусульманин в той мере, в которой ты способен победить и подавить в себе эту неблагодарную, нетерпеливую, беспечную и забывчивую животную натуру. И каждый неправильный выбор — это частичка твоего благополучия и преуспеяния, которую ты сам добровольно отдаёшь твоему злейшему врагу.
И с этой мыслью в тебе вновь просыпается желание следовать прямым путём и бороться, подниматься вверх и не сдавать без боя даже самую незначительную высоту, поклоняться Аллаху и делать добро — делать единственно правильный выбор, от которого зависит твоё счастье в этой жизни и спасение после смерти.