Несколько недель назад к жене моего старого друга обратилась за помощью соседка. Она просила одолжить ей 40 манатов (около 50 долларов). Зарабатывает мой друг немного. Денег едва хватает для того, чтобы одеть, обуть, накормить и обучить шестерых детей. Да и соседка, видимо, не внушала доверия, так что он посоветовал жене не давать ей в долг. Но та решила поступить по-своему и помогла пожилой женщине из собственных сбережений. Через некоторое время соседка попросила послать к ней сына и вернула вместе с ним 20 манатов. Спустя еще пару недель жена моего друга напомнила ей об оставшихся 20 манатах. В ответ соседка сказал, что послала с мальчиком всю сумму, и была возмущена тем, что он вернул только половину. При выяснении обстоятельств мальчик плакал и уверял, что соседка передала ему только 20 манатов. «Вы только посмотрите на него! —с возмущением закричала соседка. — Как не стыдно! А еще сын молящихся родителей! Вам, мамаша, надо рассказать о случившемся классному руководителю, чтобы она опозорила мальчика перед всем классом! Тогда он поймет, что значит воровать!»
Мать не знала, что думать. Заверения соседки выглядели вполне убедительно. «Если я вру, пусть моя дочь умрет», — поклялась она, почти убедив мать в том, что маленький Ибрахим присвоил деньги. Супруга моего друга сильно пожалела о том, что не послушалась его совета. Сомнения в отношении сына не давали ей покоя, пока они не услышали трагическую весть. Умерла дочь той самой соседки…
Мы не знаем, какую роль в ее судьбе сыграло проклятие, слетевшее с уст ее матери. Не знаем и того, действительно ли соседка оклеветала невиновного мальчика. В любом случае случившееся шокировало семью моего друга. В этой истории, дорогие читатели, много поучительного. Мы не должны торопиться, связывая оно событие с другим. Как правило, мы видим лишь внешнюю сторону происходящего, а большая часть причин остается нам неизвестна. Но извлекать полезные уроки даже из малых знаков, которые показывает нам судьба, можно и нужно. Нам следует контролировать свой язык и воздерживаться от бессмысленных проклятий в адрес наших близких и не только. Верующим подобает нести в мир благо, а не разбрасываться проклятиями. В одном из хадисов говорится, что верующему не следует проклинать часто (аль-Хаким со слов Ибн ‘Умара).
Если мы от души проклинаем кого-либо незаслуженно, то это проклятие может вернуться к нам самим. Если же мы призываем проклятие, не задумываясь, то Аллах по милости своей чаще всего прощает это. В Коране сказано: «Если бы Аллах насылал на людей зло так же скоро, как они торопятся обрести добро, то их срок уже истёк бы» (сура 10 «Юнус», аят 11)
.
Но бывают моменты, когда любая мольба, хорошая или плохая, принимается, и если в этот момент призвать проклятие на кого-либо из близких, даже на вещи или на животное, она исполнится. В «Сахихе» Муслима и других сборниках приводится хадис ‘Имрана ибн аль-Хусайна о том, что в одном из походов Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, услышал, как женщина из числа ансаров, ехавшая на верблюдице, раздраженно прокляла ее. Тогда он сказал: «Возьмите с нее то, что на ней, и оставьте ее, ибо она (т. е. верблюдица) проклята». ‘Имран говорил: «Я и сейчас словно вижу, как она бродит среди людей и никто не подходит к ней».