17 октября достоянием общественности стало заявление главы созданного в 2013 году очередного "Духовного управления мусульман Свердловской области" Николая Ашарина, подвергшего критике участившиеся призывы к строительству мечетей "представителями одной конкретной национальности". Подобные инициативы, сказал он, ведут к дифференциации общества и противопоставлению одних «особо» верующих всем «остальным». По его словам, мечеть по сути "не может быть ни чеченской, ни татарской, ни ингушской".

Это заявление стало своеобразным продолжением истории о планах местных чеченцев построить новую мечеть. Напомним, что в сентябре сего года об этом заявил официальный представитель правительства Чеченской республики в Екатеринбурге Салаутдин Мамаков. Данное решение он обосновал необходимостью заниматься духовным воспитанием его соотечественников и проведением жесткой линии "традиционного ислама".

Параллельно были озвучены слова муфтия Николая Ашарина: "Мы придерживаемся ханафитского масхаба, они поддерживают шафиитского, которые друг от друга почти ничем не отличаются". А раз чеченцы "не против законов государства и самого государства, в котором живут — почему бы не дать им возможность развиваться и спокойно нести слово бога в мир?"

В рассматриваемом аспекте дело совершенно не в том, дезавуировал в октябре муфтий сказанное им ранее или был неправильно понят. На протяжении многих веков ислам, обогащая духовную культуру обратившихся в него народов, оказывал огромное влияние на культурные традиции, социальные и экономические отношения. При этом этническая принадлежность никогда не выступала базисообразующим звеном.

Всевышний разделил людей на племена и народы для того, чтобы они узнавали друг друга (сура 49 "Комнаты", аят 13), и отправлял посланников, проповедовавших "на языке своего народа" (сура 14 "Ибрахим", аят 4). Но при этом Господь раз и навсегда призвал верующих крепко держаться "за вервь Аллаха" всем вместе, не разделяясь (сура 3 "Семейство Имрана", аят 103).

Однако в реальной жизни положение вещей не всегда соответствует кораническому идеалу, что мы можем наблюдать на примере уральских мусульман. По словам Алексея Старостина, составителя энциклопедического словаря «Ислам на Урале», между различными мусульманскими этносами в регионе сложились "непростые взаимоотношения".

Согласно его исследованию, в результате изменения "этнического и религиозного облика" в уральских городах проявляется тенденция "диссоциации многонациональных объединений и создание однонациональных общностей". Выражается это, помимо всего прочего, в недоверии старожилов (в лице татар и башкир) к выходцам из Средней Азии и Кавказа. Разделение уммы "по организационному и национальному признакам", заключает исследователь, наносит ущерб "формированию исламской инфраструктуры".

Не удивительно, что возглавляемое Николаем Ашариным "духовное управление мусульман" стало уже шестой официально зарегистрированной организацией, объединяющей мусульман Свердловской области.

В унисон А. Старостину высказывается журналист Сулейман Айдинов. Анализируя ситуацию в России, он пишет, что "кавказцы недолюбливают среднеазиатов и поволжских мусульман". Последние, в свою очередь, "так же относятся к своим братьям из Средней Азии и Кавказа", а "среднеазиаты аналогичным образом ведут себя в отношении остальных мусульман". Но при этом неспокойно даже "внутри этих общин: татары не любят башкир, дагестанцы чеченцев, узбеки таджиков". Нетерпимость по национальному принципу, вызывая "в сердцах мусульман злобу, недоверие и агрессию", ведет к ослаблению уммы, становящейся "серой массой", неспособной отстаивать собственные интересы и права.

Как видим, происходящее имеет мало общего с сохранением национального самосознания или поддержанием национальных традиций. Необходимость этого вряд ли кто-либо станет оспаривать. Но ведь разговор не об этом. Коран учит нас почитать свою культуру, традицию и язык для того, чтобы узнавать другие народы, устанавливать новые культурные связи, укреплять диалог между народами и цивилизациями.

На деле же мы сталкиваемся с совершенно иным отношением к разделению на народы и языки, в свете чего директор кыргызского центра «Религия, право и политика» Кадыр Маликов говорит о подмене понятий. По его словам, происходящее свидетельствует о том, что верующие в большей степени исполняют "ритуальную часть, нежели стараются вникнуть в саму суть веры".

К слову, глава Госкомиссии по делам религий Кыргызстана Орозбек Молдалиев также ратует за принятие мер, исключающих посещение мечетей "по национальному признаку", что свидетельствует о распространении проблемы во многих ареалах постсоветского пространства. Не приведет ли это к постепенному растворению общей мусульманской идентичности и окончательному расколу уммы?

Будем откровенны, если не остановить эту тенденцию сегодня, то в ближайшем будущем мы получим не только мечети, где воспрещают совершать молитву по "нетрадиционным" для этой местности мазхабам, но и "этнические" мечети, в которых выходцы из других регионов будут чувствовать себя гостями. Разве для этого был ниспослан Коран, сплотивший сердца верующих и объявивший их братьями?!