Усилия для достижения цели и упование на Аллаха — как два крыла для птицы, без которых она не может летать, без которых ничего не будет.

Мы хорошо знаем это в теории, а вот на практике всё не так гладко и радужно. Даже при том, что каждое постигающее нас испытание напоминает нам об этом правиле — в том числе и продолжающая шагать по миру эпидемия.

«Привяжи верблюда — и уповай» — учил наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) пятнадцать веков назад. «Принимай защитные меры — и уповай» — наверное, так звучало бы это наставление сегодня, в свете современных реалий.

Невольно задумываешься: а насколько часто мы действительно соблюдаем это важное правило, создаём этот необходимый баланс между использованием причин для достижения желаемого и упованием на Всемогущего Создателя?

Как часто мы придаём слишком мало значения одной из этих двух составляющих успеха, а то и вовсе забываем о ней! Причём заносит нас, как ни странно, и в ту, и в другую крайность.

Иногда круговерть мирских забот закручивает нас так, что мы, даже против своей воли, начинаем слишком много внимания уделять мирским причинам, отводим им положение гораздо выше того, которое отвёл им их Творец. Ты использовал причину — должно быть следствие. Вроде бы так.

Но ведь в этой цепи есть ещё третье звено — воля Всевышнего, которая способна как нарушить любую причинно-следственную связь самым неожиданным образом, так и позволить ей осуществиться «по лекалу». Только об этой составляющей мы часто вспоминаем, только когда безупречная с точки зрения земных законов цепочка вдруг рвётся и наши надежды на отличный результат идут прахом.

А иногда нас шарахает в другую сторону. Трудимся мы для достижения своей цели, мягко говоря, не очень. Вразвалочку, вполсилы, спустя рукава. И сами чувствуем, что недоделали, недостарались, что надо бы ещё поднатужиться. Но нетерпение и лень берут верх, и мы начинаем наспех замазывать щели в нашей худой постройке упованием по правилу: где недоделали, там уповаем, авось пройдёт.

Но не проходит. Потому что не должно. Потому что это противоречит тому, как Всевышний устроил наш мир. И потому, что когда у тебя огород на берегу реки, ты должен взять ведро, пойти и зачерпнуть им воды для полива и при этом уповать на Аллаха, а не стоять на этом берегу, удобно закутавшись в свою лень, и просить Аллаха ниспослать дождь, чтобы он твой огород полил.

Что бывает, когда мы начинаем играть не по правилам, которые установил Всевышний и о которых Он нас предупредил? Бывает только одно — неудача, провал. И ты без труда находишь подтверждения этому в собственной жизни и в жизни других.

Птица с одним крылом всё-таки не летает. И это тоже правило.

Читайте также: Уповайте на Аллаха, если вы верующие