Насколько важно здоровье и где та грань, по обе стороны от которой лежат, соответственно, чрезмерность и упущения в заботе о нём?
Вопрос вроде бы риторический, потому что каждый как может и сам за себя. Да и если посмотреть, это всё из области мирского и вроде как прямого отношения к миру вечному не имеет. И давно доказано, что вовсе не обязательно в здоровом теле здоровый дух, и нередко бывает как раз одно из двух. Да и инвалидов море, но тебя среди них официально нет — пока проносит, ура, живём! А ещё на свете полно замечательных в своей вере, искренности и праведности людей, дух которых по тем или иным причинам обитает в немощном и больном теле.
И вроде как это даёт основание сделать себе послабления в том-другом-десятом и в некоторой степени даже оправдывает присущие нам лень, легкомысленное отношение к здоровью и склонность не замечать собственные нездоровые привычки и не спешить приобретать здоровые. Да и жить так значительно легче, потому что захотел — сделал, не захотел — никто не заставит. И в целом получается очень даже комфортно. По крайней мере, пока гром не грянет и не появится пара-тройка диагнозов, которые сделают тебя — не от хорошей жизни — более сведущим и начитанным в науке под названием медицина, — не сказать, правда, чтоб ты к этому очень стремился...
Но если посмотреть в основы нашей религии, то там найдутся сотни предписаний, направленных на сохранение и поддержание здоровья. И не нужно быть дипломированным специалистом в религии, чтобы из всех этих хадисов сделать вывод о том, что наш главный инструмент — тело — дан нам Всевышним в пользование, мы за него в ответе и обязаны зорко следить за его состоянием, а не списывать пагубные последствия беспорядочного образа жизни на то, что «всё предопределено».
Если мы не заботимся о здоровье, не поддерживаем себя в тонусе, не придерживаемся рекомендаций нашей религии касательно питания, сна, гигиены и стрессоустойчивости, то как мы можем исполнять свои обязанности перед Ним и осуществлять миссию, для которой мы и были посланы в этот мир?
Нам не хочется это признавать, но качество нашего поклонения Творцу во многом зависит от нашего физического и душевного состояния. Человек, загнавший себя своим попустительством на больничную койку, вряд ли может рассчитывать на то, что Всевышний не спросит с него за эту халатность и беспечность. Да и наш мир устроен так, что для многих достижений нужны силы — те самые, которые многочисленные хвори у нас забирают.
А ведь мы должны не только себе. У нас есть обязанности перед стареющими родителями, перед подрастающими детьми, перед супругом или супругой, перед родственниками и соседями, перед всей нашей уммой, наконец. Насколько честно и этично подсовывать этой умме рассыпающегося и дышащего на ладан мусульманина?
Ты просто переел или съел не то или не выспался — и вот уже тебя одолевает сонливость, ты чувствуешь себя не в своей тарелке, какую суру читал в намазе, не помнишь — и пусть в небе с алмазами кто-то другой...
И когда в очередной раз стремящиеся ослабить тебя шайтан и нафс подталкивают тебя к чему-то вредному, ты останавливаешься и думаешь: а имею ли я право?.. И вспоминаешь о том, что наши праведные предшественники всегда думали о последствиях. И стараешься быть хоть немного похожим на них и смотреть чуть дальше спонтанного желания или привычки, не несущих в себе никакого блага.