Нам свойственна порывистость. Она проявляется на протяжении всей нашей жизни, и рамадан не исключение. Скорее наоборот, с началом священного месяца эта наша черта становится ещё более ярко выраженной.

Начали за здравие — закончили за упокой. Это тоже о нашей порывистости, о привычке мгновенно загораться и так же быстро выдыхаться и гаснуть. Мы привыкли с места в карьер, а дальше — будь что будет.

Вот наступил рамадан. Мы полны сил и планов, мы берём на себя сразу много всего — священный месяц нужно загружать по максимуму, никакого простоя!

А дальше? Дальше наблюдаем странную картину. С возом планом и проектов мы доезжаем до середины месяца, а там вдруг чувствуем, что силы-то кончаются. Появляется усталость от поста, уже не так бодро читается Коран и выстаивается таравих, уже не так легко движется караван других наших рамадан-проектов, а целесообразность некоторых даже начинает вызывать сомнения...

Но ведь самая главная, самая благодатная часть рамадана — его последняя декада. Та самая, в которой больше всего шансов застать Ночь аль-кадра. Та самая, в которую наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) проявлял особое усердие в поклонении. А многие к этим дням, напротив, не рассчитав силы, снижают темп, выгорают.

И зачастую мы дотягиваем эту декаду, «плетёмся рысью как-нибудь», делаем не больше, чем до этого, а меньше или изо всех сил стараемся хотя бы сохранить взятый в начале месяца бодрый темп.

Но и это не самое главное. Мы часто забываем одну крайне важную истину. Сил ведь должно хватить не только на рамадан. И не только на усердие в его последней декаде. Их должно хватить на то, чтобы после рамадана не скатиться с чувством выполненного долга в полное ничегонеделание, не опуститься после головокружительного подъёма ниже того уровня, на которым мы были до рамадана... Мы ведь нацелены на то, чтобы с каждым днём становиться лучше, совершенствоваться, расти. А это не спринт. Это марафон.

Когда силы рассчитаны, их хватит, с позволения Всевышнего, на множество прекрасных достижений, многие из которых долгосрочны по своей сути. Оборачиваешься назад — и удивляешься ощутимым результатам крошечных, почти незаметных шагов, которые ты делал на протяжении многих лет, неспешно шагая к определённой — большой или не очень — цели.

Ислам — религия золотой середины и умеренности, в которой переборщить так же плохо, как и недоборщить. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) предостерегал от крайностей и настаивал на том, что лучшее дело — хоть малое, но постоянное. Тише едешь — дальше будешь.

Можно в глупом и бессмысленном порыве пройти без отдыха большое расстояние с тяжёлым тюком на плечах, а потом упасть и больше никогда не встать. А можно идти не спеша, делая привалы, преодолевая отрезки долгого пути спокойно и размеренно — и помнить о том, что путь этот долгий.

Путь к довольству Аллаха и Раю длиною в жизнь.

Читайте также: Кто они, свидетели Аллаха?