Закончив составлять договор с курайшитами, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал мусульманам: «Вставайте и приносите свои жертвы!», но никто из них не поднялся с места даже после того, как он трижды повторил своё приказание. Тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, зашёл к Умм Саламе и рассказал ей об этом, а она посоветовала ему заколоть своего верблюда и обрить голову, как после совершения паломничества, никому ничего не говоря. И посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, последовал её совету. Он принёс в жертву захваченного в битве при Бадре верблюда Абу Джахля с серебряным кольцом в носу, которого взял с собой специально для того, чтобы вызвать ярость многобожников, и когда люди увидели это, они тоже стали подниматься со своих мест, приносить свои жертвы и брить головы, и в конце концов началась такая сутолока, что они чуть было не передавили друг друга. При этом на семерых приходился один верблюд или одна корова.
Что же касается недовольства мусульман в связи с заключением этого договора о перемирии, то оно было вызвано двумя обстоятельствами: во-первых, тем, что они должны были вернуться в Медину, не совершив Умры по всем правилам, а во-вторых, тем, что этот договор был неравноправным, так как мусульмане были обязаны возвращать перебежчиков, а курайшиты – нет. Однако посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, успокоил людей, сказав, что они обязательно совершат Умру в следующем году, а необходимость возвращения в Медину продиктована тем, что следует принимать в расчёт чувства обеих сторон. Что же касается второго, то он объяснил им, что если кто-нибудь из мусульман уйдет к курайшитам, это будет означать, что Аллах удалил его от милости Своей, а если кто-нибудь из курайшитов придёт к мусульманам, и его придётся вернуть, то таким Аллах пошлёт облегчение и укажет им выход.
При этом Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, принимал в расчёт все обстоятельства и возможные последствия, в том числе и то, что часть мусульман, на которых действие этого договора не распространялось, все ещё находилась в Эфиопии, так как это означало, что в случае необходимости те, кого насильно удерживали в Мекке, могли укрыться у них.
Тем не менее, формально заключённый договор действительно давал курайшитам определённые преимущества, и это оказывало глубокое воздействие на души мусульман до тех самых пор, пока к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, не пришёл Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сказавший ему: «О посланник Аллаха, ведь мы правы, а они – нет, разве не так?!» Он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Так!» Умар, да будет доволен им Аллах, продолжал: «Разве наши погибшие не в Раю и разве их погибшие не в Огне?!» Он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Да, это так!» Умар, да будет доволен им Аллах, спросил: «Тогда почему же мы делаем нечто несовместимое с нашей религией и возвращаемся, в то время как Аллах ещё не рассудил нас с ними?» В ответ ему посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «О Ибн аль-Хаттаб! Поистине, я – посланник Аллаха, и не иду против воли Его, а Он помогает мне и никогда не покинет меня!»
Тогда Умар, да будет доволен им Аллах, гнев которого ещё не остыл, пошёл к Абу Бакру, да будет доволен им Аллах, и сказал ему то же самое, что говорил и посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, но Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, ответил ему точно так же, а потом добавил к этому следующее: «Держись за стремя его, пока ты жив, ибо, клянусь Аллахом, он, да благословит его Аллах и приветствует, прав!»
А через некоторое время Всевышний Аллах ниспослал ту суру, что начинается с аята, где сказано: «Поистине, даровали Мы тебе явную победу...» (сура 48 «Победа», аят 1)
, после чего посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, призвал к себе Умара, да будет доволен им Аллах, и прочитал ему то, что было ниспослано свыше. Услышав слова Всевышнего, Умар, да будет доволен им Аллах, спросил: «О посланник Аллаха, так, значит, это победа?» Он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Да!», и тогда Умар, да будет доволен им Аллах, успокоился. Испытывая угрызения совести за свои слова, он пытался искупить свой проступок с помощью поста, Намазов, освобождения рабов и раздачи милостыни и продолжал делать это, пока у него не появилась надежда на то, что он загладил свою вину.
На первый взгляд казалось, что договор в Худайбийи был выгоден только мекканцам. Но победой было уже одно признание Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, равноправной договаривающейся стороной, а разрешение союзникам курайшитов присоединяться к любой из сторон фактически означало распад договорной системы, на которой держалось могущество Мекки.