Коран с первых же страниц увещевает нас бояться Аллаха и только Аллаха. Страх Божий — одно из важнейших качеств, которым характеризуются верующие. Всевышний велит: «…и только Меня страшитесь» (сура 2 «Корова», аят 40)
; «…и только Меня бойтесь» (сура 2 «Корова», аят 41)
.
Но почему мы должны бояться нашего Господа или Его наказания? Разве нельзя просто любить Аллаха и надеяться на Его милость? Разве не любовь к Богу и стремление к Его довольству подвигает верующего на жертвенность и высокие духовные порывы? Ведь Его Книга начинается именем Милостивого и Милующего, и мы знаем, что Его милость опережает Его гнев и что она близка к делающим наилучшее. Почему же тогда вера учит страху Божьему и как это понимать?
Чувство страха присуще всем людям без исключения, с ним мы рождаемся, и некоторые виды страха проявляются уже в первый день жизни младенца. Потом мы учимся справляться со своими страхами, а они определяют наше поведение в различных ситуациях, удерживают от одних поступков и мотивируют на другие. То есть страх является одновременно сдерживающим и побудительным фактором развития как личности, так и общества в целом.
Например, страх стимулирует познавательную деятельность, помогает сосредоточиться на решении задачи, мобилизовать внутренние ресурсы в условиях стресса. В то же время боязнь неудачи может спровоцировать замкнутость, нерешительность, подтолкнуть на обман или агрессию. На уровне общества страх может использоваться правителями для манипулирования народом, а с другой стороны может противопоставляться обществом произволу власти.
Таким образом, страхи в самых разных их проявлениях неизбежно присутствуют в нашей жизни. Но Коран учит нас различать между страхами, которые помогают нам избегать опасностей, и страхами, которые мешают нам достигать поставленных целей, и страхом Божиим, который расчищает перед нами путь к довольству Господа.
Природный страх, он же инстинктивный страх, направленный на самосохранение во время опасности, не считается грехом и не порицается исламом. Такого рода страхи люди испытывают, например, при встрече с хищным животным или при встрече с вооружённым неприятелем или несправедливым правителем. Сюда же можно отнести страхи перед стихийными бедствиями или природными явлениями, а также разного рода панические страхи, которые возникают помимо воли человека и в некоторых случаях требуют лечения.
Например, когда Аллах велел пророку Мусе пойти к Фараону и увещевать его, тот сказал: «И лежит на мне грех перед ними, и боюсь я, что они убьют меня» (сура 26 «Поэты», аят 14)
. Так же Муса побежал прочь, когда увидел, как его посох превратился в ползучего змея, и он снова испугался, но на этот раз попытался скрыть свой испуг, когда под воздействием колдовских чар ему привиделось, что верёвки и посохи колдунов ползают (сура 20 «Та, ха», аят 67)
.
Также и пророк Ибрахим испугался, когда увидел, что ангелы, пришедшие к нему в облике мужей, не дотрагиваются до угощения, и пророк Лут испугался за своих гостей, опасаясь того, что его соплеменники станут домогаться их. Людям вообще свойственно испытывать страх, когда они внезапно сталкиваются с угрозой для жизни, здоровья или безопасности, и это не является чем-то порицаемым.
Вместе с тем природный страх не должен ослаблять нашу решимость, если поставленная цель правильная с точки зрения шариата и разума. Описывая состояние мусульман во время битвы у рва, когда полчища бедуинов подступили к Медине и намеревались покончить с мусульманами, Всевышний говорит: «Вот они напали на вас сверху и снизу, и тогда замерли взоры, и души подступили к горлу, и вы стали строить предположения об Аллахе» (сура 33 «Полчища», аят 10)
. То есть ваш страх был понятен и простителен, но вам не следовало плохо думать об Аллахе, как это делали лицемеры, решившие, что язычникам удастся покончить с Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и его сподвижниками.
Опасение реальной или вероятной угрозы может служить оправданием даже для невыполнения некоторых предписаний ислама. В Коране мы читаем: «Верующие не делают неверующих своими близкими вместо верующих. А кто поступает так, тот не имеет никакого отношения к Аллаху, если только вы не опасаетесь их сильно» (сура 3 «Семейство Имрана», аят 28)
. А Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, рассказывал, что в день воскрешения Аллах скажет одному из рабов: «Почему, когда ты видел предосудительное, ты не удерживал людей от него?» А потом Аллах же внушит ему оправдание: «Господи, я понадеялся на Тебя и испугался людей». Этот хадис передал Ибн Маджа (4017), и Ибн Касир назвал его иснад неплохим [Ибн Тафсир 3/164].
Поэтому Аллах не взыскивает с верующих за поступки, которые они совершили под угрозой смерти или наказания. И тем не менее страх перед людьми, если он мешает верующему исполнять обязанности перед Творцом и перед Его творениями, заслуживает порицания, и Всевышний увещевает нас: «Не бойтесь их, а бойтесь Меня» (сура 2 «Корова», аят 150)
; «Не бойтесь же людей, а бойтесь Меня» (сура 5 «Трапеза», аят 44)
.
Также заслуживают порицания и опасения потерять работу, лишиться положения в обществе, расстаться с любимым человеком или остаться без средств к существованию, если они поселяются в сердце человека и побуждают его к совершению грехов или невыполнению заповедей Всевышнего. Эти страхи не должны определять позицию мусульманина и ослаблять его готовность всегда поступать в соответствии с тем, что угодно Всевышнему и чем Он доволен.
Напротив, сталкиваясь с такими вызовами, верующие всем сердцем устремляются к Аллаху и начинают ещё сильнее уповать на Него, и от этого их вера только усиливается. Коран рассказывает нам о Пророке Мухаммаде и его сподвижниках, когда люди сказали им: «Народ собрался против вас. Побойтесь же их», — но это лишь добавило им веры, и они сказали: «Нам достаточно Аллаха, и какой Он прекрасный Промыслитель!» (сура 3 «Семейство Имрана», аят 173)
.
Но самая опасная разновидность страха, от которой нас решительно предостерегает Коран, — это страх перед творениями, сопряжённый с их почитанием или обожествлением. Такой страх испытывают язычники перед своими идолами или перед умершими праведниками, которых они считают своими покровителями, надеясь на их помощь и заступничество. Они боятся разгневать их своими поступками, словами или даже потаёнными мыслями, будто те с небес видят их деяния, слышат их разговоры и знают сокровенные тайны их сердец.
Когда Дымам ибн Саляба принял ислам и вернулся из Медины к своему народу, первое, что он сказал им, были слова: «Как отвратительны Аль-Лат и Аль-Узза!» Люди испугались и сказали ему: «Перестань, Дымам, побойся песи, побойся проказы и безумия!» [Мунтазам 3/217]. Язычники не боялись придавать сотоварищей Аллаху, но боялись гнева своих богов. Также поступают и некоторые многобожники в наше время, когда без зазрения совести лживо клянутся именем Аллаха, но боятся солгать, если клянутся своими святыми. Коран призывает нас задуматься об этом, когда говорит устами пророка Ибрахима: «Кто из нас имеет больше оснований чувствовать себя в безопасности, если только вы знаете?» (сура 6 «Скот», аят 81)
.
Страх Божий — это форма поклонения и богопочитания, и верующий не имеет права делить такой страх между Богом и кем-либо из творений. Ни пророки, ни ангелы, ни святые, ни наставники не заслуживают того, чтобы человек боялся их так же, как Аллаха, с трепетом, почтением и убеждённостью в том, что они могут услышать его и помочь ему или, наоборот, разгневаться и покарать его. Даже Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, лучший из сынов человеческих, не способен ни одарить благом, ни избавить от беды, и ему было велено возвестить на все времена: «Не в моей власти навредить вам или наставить вас на прямой путь» (сура 72 «Джинны», аят 21)
.
Поэтому мы боимся только Всемогущего Аллаха, Господа и Царя людей, и этот страх исполнен глубочайшего почтения и благоговения. Он удерживает нас от грехов и дурных мыслей, облегчает нам следование прямым путём и совершение добрых дел, вселяет в нас уверенность в том, что любое бесчестие и беззаконие не имеет хорошего конца. Такой страх выражается в Коране арабским словом خَوْف, означающим «страх, который рождается от предчувствия чего-то неприятного и побуждает к действию». Говорят, что этимологически слово خَوْف связано с глаголом خَفَّ ‘быть лёгким’, потому что страх приводит в движение руки и ноги تخِفّ لَهُ الأعْضَاءُ. То есть человек бежит от того, чего он боится, или же у его начинают трястись руки и поджилки.
Поэтому, когда Всевышний велит нам не бояться прислужников шайтана, это означает, что мы не должны повиноваться им, но должны исполнять волю Господа, единственного, кто оберегает и защищает, возвышает и унижает. Об этом сказано в Коране: «Это всего лишь шайтан пугает вас своими помощниками. Не бойтесь их, а бойтесь Меня, если вы верующие» (сура 3 «Семейство Имрана», аят 175)
. В другом месте мы читаем об ангелах: «Они боятся своего Господа над ними и совершают то, что им велено» (сура 16 «Пчёлы», аят 50)
. Ангелы хорошо знают о Страшном суде, который становится ближе с каждым днём, и они боятся наказания, которое уже ожидает грешников, и этот страх побуждает их выполнять приказы Господа. На этот нюанс и указывает глагол يَخَافُونَ ‘они боятся’.
Но есть у страха Божьего и другая сторона, которая выражается арабским словом خَشْيَة, что означает «страх, который рождается от знания и побуждает к смирению». То есть خَوْف происходит от ожидания неприятного и побуждает к действию, а خَشْيَة происходит от знания и побуждает к смирению. И действительно, многие земные страхи человек учится преодолевать, когда узнаёт о самой сущности пугающих его явлений, но чем лучше верующий узнаёт своего Господа, тем больше он боится Его и смиряется перед Ним. Поэтому в Коране сказано: إِنَّمَا يَخْشَى اللَّـهَ مِنْ عِبَادِهِ الْعُلَمَاءُ «Боятся Аллаха среди Его рабов только знающие» (сура 35 «Зиждитель», аят 28)
.
В другом месте мы читаем о богобоязненных, الَّذِينَ يَخْشَوْنَ رَبَّهُم بِالْغَيْبِ وَهُم مِّنَ السَّاعَةِ مُشْفِقُونَ «которые боятся своего Господа, не видя Его, и трепещут перед [Судным] часом» (сура 21 «Пророки», аят 49)
. В этом аяте упоминаются сразу два состояния, связанные со страхом, боязнью или испугом. Первое — это خَشْيَة, о чём мы уже говорили. Это страх, рождающийся от знания и побуждающий к смирению. Второе — это إِشْفَاق, и это тоже страх, но такой, который смягчает сердце и заставляет его трепетать. Получается, что يَخْشَوْنَ رَبَّهُم بِالْغَيْبِ значит, что верующие смиряются перед Господом, которого они не видят, но знают, что Он видит их, и они остаются покорными Ему, даже когда остаются наедине с собой. А выражение وَهُم مِّنَ السَّاعَةِ مُشْفِقُونَ означает, что воспоминание о Судном дне смягчает сердца верующих, побуждая их проявлять сострадание к людям и заботиться о них. Все эти значения собраны в словах إشْفَاق и شَفَقَة.
А есть ещё глагол وَجِلَ, который тоже переводится ‘бояться’, ‘тревожиться’. Всевышний сказал: «Обрадуй же смиренных, чьи сердца тревожатся при упоминании Аллаха» (сура 22 «Хадж», аят 35)
. Вместо глагола ‘тревожиться’ здесь можно использовать слова ‘испытывать страх’, ‘страшиться’. Это тоже не будет ошибкой. Но в новой редакции мы отдали предпочтение варианту: الَّذِينَ إِذَا ذُكِرَ اللَّـهُ وَجِلَتْ قُلُوبُهُمْ «…чьи сердца тревожатся при упоминании Аллаха», потому что وَجَلٌ — это именно тревога, беспокойство. Вспоминая об Аллахе, сердца верующих переполняются тревогой за себя, за своё будущее после смерти. Они совсем не похожи на тех, кто считает себя праведным и непогрешимым. Они помнят о своих упущениях и боятся, что Аллах призовёт их к ответу, ведь тот, кого Аллах призовёт к ответу, непременно погибнет.
В Коране также есть слова رَهَبٌ и رَهْبٌ, которые тоже переводятся как ‘страх’. Всевышний сказал: «Поистине, они спешили делать добрые дела, молились Нам с надеждой и страхом и были смиренны перед Нами» (сура 21 «Пророки», аят 90)
. Выражение يَدْعُونَنَا رَغَبًا وَرَهَبًا переводится «молились Нам с надеждой и страхом», но но для араба, чувствующего родной язык, слово رَهْبَةٌ обозначает не тот страх, что выражается словами خَوفٌ или خَشْيَةٌ. Это продолжительное состояние, в котором находится человек, точно знающий о приближающейся опасности. Поэтому Всевышний сказал: وَإِيَّايَ فَارْهَبُونِ «…и только Меня страшитесь» (сура 2 «Корова», аят 40)
, то есть пусть страх Божий не покидает ваши сердца, ибо тогда вы станете беспечны и неосмотрительны.
Как видим, у страха Божьего много граней и сторон, которые дополняют друг друга и выражаются разными арабскими словами. Если же говорить о страхе вообще, то в Книге Аллаха есть и другие понятия, которые обозначают разные его формы и состояния.
Например, в суре «Худ» мы читаем: فَلَمَّا ذَهَبَ عَنْ إِبْرَاهِيمَ الرَّوْعُ «Когда испуг Ибрахима прошёл…» (сура 11 «Худ», аят 74)
. Слово رَوْعٌ означает ‘сильный испуг’, а образовано оно от слова رُوعٌ — ‘душа’. Почему? Потому что сильный страх овладевает всей душой человека, буквально заполняет её.
В другом месте мы читаем: لَا يَحْزُنُهُمُ الْفَزَعُ الْأَكْبَرُ «Их не опечалит величайший испуг» (сура 21 «Пророки», аят 103)
. Здесь мы встречаем слово فَزَع, которое тоже означает ‘страх’, ‘испуг’. Это когда человек сжимается от страха и испытывает неприязнь к тому, что пугает его.
Есть ещё одно близкое по смыслу слово, которое мы находим в аяте: إِنَّ الْإِنسَانَ خُلِقَ هَلُوعًا «Поистине, человек создан пугливым» (сура 70 «Степени», аят 19)
. Слово هَلَعٌ ‘неудержимый страх’, ‘сильное волнение’, ‘сильное желание’. Глагол هَلِعَ также используется в значениях ‘чувствовать голод’, ‘скупиться’. То есть пугливость человека связана с его сильным желанием наслаждаться благами и боязнью лишиться их.
Столько оттенков и разных значений! Передать их в переводе Корана иногда очень трудно, иногда просто невозможно. В русском языке слова ‘боязнь’, ‘страх’, ‘испуг’, ‘ужас’, ‘трепет’, ‘опаска’, ‘волнение’, ‘беспокойство’ тоже имеют свои оттенки, но они другие, отличные от тех, которые характерны для арабских слов.
В этом многообразии понятий ключ к пониманию не только страха Божьего, который есть способ поклонения Аллаху и приближения к Нему, но и психологии страха и научному осмыслению его роли в жизни человека, прежде всего человека верующего. Ведь по большому счёту страх перед Аллахом вытесняет из жизни верующего все остальные страхи и учит его быть стойким, решительным, во всём полагаться на Всемогущего Господа и доверять Ему.
За каждым призывом бояться Аллаха в Коране слышится уверенное: «Не бойтесь, ибо Я с вами. Я слышу и вижу» (сура 20 «Та, ха», аят 46)
. Не бойтесь говорить правду и отстаивать справедливость, расходовать на добрые дела и жертвовать из того, что вы любите! Не бойтесь тех, кто угрожает вам бедностью, и тех, кто упрекает вас за правильные поступки! Пока вы призываете вашего Господа и не придаёте ему сотоварищей, вы всегда будете в безопасности.
И поэтому качество верующих — не боязливость, а богобоязненность, и украшают мечети Аллаха своими молитвами те, «кто уверовал в Аллаха и в последний день, кто совершает молитву, платит закят и не боится никого, кроме Аллаха» (сура 9 «Покаяние», аят 18)
. А если кто отступит от этой религии, «то Аллах приведёт других людей. Он будет любить их, и они будут любить Его. Они будут благодушны к верующим и суровы к неверующим, будут бороться на пути Аллаха и не будут бояться порицания порицающих. Такова милость Аллаха, которую Он дарует тому, кому пожелает. Аллах — Объемлющий, Знающий» (сура 5 «Трапеза», аят 54)
.
Читайте также: Боятся Аллаха только обладающие знанием