1. Ощущение удовлетворения, которое приносит душе проявление щедрости. Сообщается, что чего бы ни просили у пророка, мир ему и благословение Аллаха, он всегда давал людям это (аль-Хаким).
2. Чувство радости, которое доставляет человеку чистота и благочестие. Сообщается, что однажды пророк, мир ему и благословение Аллаха, трижды в течение трёх дней свидетельствовал, что один из ансаров попадёт в рай, а когда (этого человека) спросили о том, что он делает, он сказал: «У меня нет желания обманывать никого из мусульман, и я не завидую тому благу, которое Аллах даровал любому из них» (Ахмад).
3. Покладистость. Сообщается, что однажды пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал своим сподвижникам: «Облегчайте, а не создавайте затруднения, приносите (людям) радостные вести, а не внушайте отвращение (к исламу)» (аль-Бухари).
4. Приветливое выражение лица, причиной чего является радушие. Сообщается, что у пророка, мир ему и благословение Аллаха, было самое приятное лицо из всех людей и он был лучшим из них по своему характеру (аль-Бухари).
5. Проявление смирения по отношению к верующим, не имеющее ничего общего с унижением. Сообщается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, Аллах ниспослал мне откровение (, суть которого заключается в том), что каждому из вас следует проявлять смирение и ни один из вас не должен выхваляться перед другим, ни притеснять другого» (Муслим).
6. Проявление снисходительности в торговых делах и отказ от любых форм обмана. Сообщается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Да помилует Аллах (такого) человека, который проявляет великодушие, когда продаёт, когда покупает и когда требует возвращения долга» (аль-Бухари).
7. Стремление к облегчению в деле призыва к Аллаху без какого бы то ни было приукрашивания и заискивания. Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Когда бы ни предоставлялась посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, возможность выбора одного из двух дел, он неизменно выбирал более лёгкое из них, если только не было в нём греха, а если было оно греховным, то он держался от него дальше всех людей» (аль-Бухари; Муслим).
Таким образом, великодушие является самой сутью ислама, и поэтому пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Любимейшей религией для Аллаха является великодушное единобожие» (аль-Бухари).
А ещё великодушие — это лучшее проявление веры, так как пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Верующий является объектом любви, а в том, кто не любит (сам) и кого не любят (другие), нет блага» (Ахмад).
Наконец, великодушие — это наилучшее нравственное качество, так как посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Бойся Аллаха, где бы ты ни был, (совершив что-нибудь) дурное, сделай вслед за этим что-то хорошее, что сотрёт собой дурное, и проявляй в отношениях с людьми хорошие стороны своего характера» (ат-Тирмизи).
Сообщается, что Абдуллах бин Амр аль-Ас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «(Однажды) мы спросили: "О пророк Аллаха, кто является лучшим из людей?" Он ответил: "Тот, у кого горячее сердце (аль-кальб аль-махмуд) и правдивый язык)". Мы сказали: "Мы знаем, что такое правдивый язык, но что такое горячее сердце"? Он сказал: "Благочестивое и чистое (сердце), в котором нет ни греховного, ни несправедливости". Мы спросили: "О посланник Аллаха, а кто (лучший) после него?" Он сказал: "(Тот человек,) который ненавидит мир этот и любит мир вечный"» (аль-Байхаки).
Итак, великодушие есть способность проявлять снисходительность, прощать и делать людям добро, противоположностью же этого является излишняя требовательность, слепой фанатизм и проявление неумеренности.