Видов великодушия существует множество, а проявлять его можно столь разнообразными способами, что быстро перечислить их было бы трудно. Достаточно сказать, что понятие великодушия охватывает собой весь ислам, понимаемый как вероучение, поклонение, образ жизни и систему воспитания, ведь ислам - это великодушная религия единобожия.
Приведём несколько примеров.
Проявление великодушия при покупке и продаже
Аллах Всевышний сказал: «Отмеривайте полностью и не будьте из (числа) наносящих ущерб, и взвешивайте на правильных весах, и не убавляйте из того, что (причитается) людям, и не чините зло на земле, распространяя нечестие» (сура 26 «Поэты», аяты 181-183)
.
Сообщается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Аллах простил одного человека, который жил до вас и проявлял великодушие, продавая, покупая и требуя возврата долга» (ат-Тирмизи).
Сообщается, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, Аллах любит (, когда проявляют) великодушие при продаже, покупке и при возвращении долга» (ат-Тирмизи).
Великодушие при продаже побуждает продающего быть нетребовательным, оказывать хороший приём людям, проявлять радушие, покладистость и лёгкость в общении, не скупясь на то, что он имеет, не завышая цену на свой товар, не стремясь к получению слишком высокой прибыли и не торгуясь слишком много.
Таким образом, ислам побуждает продавца постоянно проявлять подобное великодушие в его взаимоотношениях с людьми. Что же сказать о том, кто не только лишён этого нравственного качества, но ещё и погряз во всевозможных запретных делах, занимаясь обманом, мошенничеством, скупкой необходимых людям товаров, а также обвешивая людей, давая ложные клятвы и перебивая торговлю своим братьям?
Ислам запрещает мошенничать и предостерегает мошенников от дурных последствий. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что однажды, проходя мимо кучи зерна, посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, погрузил руку внутрь, пальцы его ощутили влажность и он спросил: «Что же это, о хозяин?!» Тот ответил: «Его попортил дождь, о посланник Аллаха». Тогда он сказал: «Так почему же ты не положил это сверху, чтобы людям всё было видно?! Не имеет отношения ко мне тот, кто мошенничает!» (Муслим).
Сообщается, что как-то раз Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, который проходил мимо человека, который продавал молоко, посмотрел на него, и оказалось, что продавец разбавляет его водой. Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал ему: «А что будет с тобой, когда в День воскресения тебе скажут: «Отдели воду от молока!» (аль-Байхаки).
С точки зрения ислама, грех и преступление против самого себя, своей религии и своей общины совершает и тот, кто скупает и придерживает товары первой необходимости для того, чтобы взвинтить на них цены. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, запретил поступать подобным образом, сказав: «Человек, старающийся повысить цены (хоть на что-нибудь необходимое для) мусульман, заслуживает того, чтобы Всеблагой и Всевышний Аллах в День воскресения вверг его в великое пламя» (Ахмад).
Что же касается Аллаха Всевышнего, то Он угрожает обмеривающим и обвешивающим самым суровым наказанием, говоря: «Горе обвешивающим (других), которые берут сполна, когда люди отмеривают им, а когда сами отмеривают или отвешивают, то причиняют (другим) убытки! Неужели не думают они о том, что будут воскрешены для Дня великого, (того) Дня, когда предстанут люди пред Господом миров?!» (сура 83 «Обвешивающие», аяты 1-6)
.
Если торговец сбывает свой товар с помощью ложных клятв, стараясь продать его подороже, или же скрывает его недостатки, это значит, что он понесёт убытки, даже если он всё продаст и получит большую прибыль, ведь посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «(Ложная) клятва способствует сбыту товара, но уничтожает благо» (аль-Бухари; Муслим).
Сообщается, что Абу Са‘ид, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды какой-то бедуин провёл мимо меня овцу, а я спросил: «Продашь ли ты её за три дирхема?» (Сначала) он сказал: «Нет, клянусь Аллахом!», но потом всё же продал её. Я рассказал об этом посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и он сказал: «Он купил мир дольний за мир вечный» (Ибн Хиббан).
Сообщается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «В День воскресения торговцы будут воскрешены как нечестивцы, кроме тех, кто боялся Аллаха, проявлял благочестие и был правдивым» (ат-Тирмизи; Ибн Маджа).
К числу наихудших видов торговли относятся попытки торговца перебивать торговлю другим людям, когда человек идёт к покупателю и говорит ему: «Верни владельцу то, что ты купил, а я продам тебе нечто лучшее по более низкой цене». Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, запретил поступать подобным образом, поскольку такие действия возбуждают ненависть и разжигают вражду между торговцами. Передают со слов Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не следует человеку перебивать торговлю своему брату» (аль-Бухари; Муслим).
Проявление великодушия при покупке делает верующего милосердным по отношению к людям. Такой человек легко договаривается о цене, не заставляет продающего побольше отмеривать и отвешивать ему и не обременяет его, вынуждая торговца подавать ему товары, возвращая полученное обратно и переворачивая товары после того, как он осмотрит их и поймет, чего они стоят. Если покупатель торгуется с продавцом или обсуждает каждую мелочь, чтобы добиться незначительной уступки, то это указывает на отсутствие у него великодушия, особенно если покупатель богат, а продавец беден и зарабатывает немного, прилагая большие усилия, чтобы обеспечить хлебом насущным своих детей. Если в такой ситуации покупатель проявит великодушие по отношению к бедному продавцу и закроет глаза на то, что он завышает цену, это будет тайной садакой, которая гасит гнев Господа, продавец же получит эту садаку в виде цены, уплаченной покупателем за купленный товар, хотя на самом деле это будет садакой, поданной ради Аллаха.
Один из самых прекрасных примеров великодушия и благородства описан в рассказе посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, о двух людях, заключивших между собой сделку, после которой продавец проявил великодушие, а покупатель показал высший пример честности и богобоязненности.
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Как-то раз один человек купил у другого поместье, а потом человек, купивший это поместье, нашёл там кувшин с золотом и сказал продавцу: «Возьми у меня своё золото, ведь я покупал у тебя только землю и не покупал золота». Человек, которому принадлежала эта земля, сказал: «Я продал тебе землю со всем тем, что в ней было», — после чего они обратились на суд к одному человеку, который спросил: «Есть ли у вас дети?» Один из них сказал: «У меня есть сын». Другой же сказал: «У меня есть дочь». (Тогда этот человек) сказал: «Выдайте девушку замуж за юношу, израсходуйте деньги на них и расходуйте деньги на помощь неимущим» (аль-Бухари; Муслим).
Проявление великодушия теми, кто даёт в долг или возвращает его
Аллах Всевышний сказал: «Если (должник) находится в затруднительном положении, (дайте ему) отсрочку, пока (не придёт) облегчение. А дать милостыню (т. е. простить долг или часть его) лучше для вас, если бы вы только знали» (сура 2 «Корова», аят 280)
.
Таким образом, Мудрый Аллах побуждает предоставлять отсрочку тому, кто испытывает материальные затруднения, обещая за это великую награду, о чём речь пойдёт в разделе о достоинстве великодушия, если захочет Аллах. Здесь же достаточно сказать, что предоставление отсрочки испытывающему затруднения и прощение долга являются средством искупления грехов и послужат причиной того, что Аллах Всевышний простит совершение дурного.
Сообщается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Жил (некогда один) купец, который ссужал деньги людям, а когда видел, что кто-нибудь испытывает затруднения, говорил своим слугам: «Простите ему, может быть, и Аллах простит нас!» — и Аллах (действительно) простил его» (аль-Бухари; Муслим).
При взыскании долга следует проявлять великодушие, соглашаться принять долг, даже если чего-то не хватает, добиваться его возвращения мягко и ненавязчиво, не ставить людей в затруднительное положение и принимать их извинения, чтобы и Аллах помиловал нас.
Передают со слов Джабира бин Абдуллаха, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Да помилует Аллах (того) человека, который проявляет великодушие, продавая, покупая и требуя возврата (своих денег)» (аль-Бухари).
Великодушие при истребовании долга состоит в том, чтобы добиваться его возвращения мягко и проявляя по отношению к должнику милосердие и вежливость. С другой стороны, это означает, что не следует быть жестокосердным по отношению к должнику и не требовать у него ничего в присутствии других людей, а проявлять мудрость и милосердие, так как это в большей мере будет способствовать тому, что должник выполнит свои обязательства. И, поистине, если рабу Аллаха будет что-нибудь должен его брат по вере, а он проявит к нему жалость, это будет самым тяжёлым благодеянием, которое положат на его весы в День воскресения. Таким образом, если должник окажется в затруднительном положении, нужно дать ему отсрочку, пока не наступит облегчение, так как трудности мешают ему вернуть долг. И лучше всего подать ему саадаку, простив долг, чтобы очистить его совесть и снять с его плеч груз долга и ответственности, за что сделавшего это ждёт великая награда Аллаха.
Что касается великодушия при уплате долга, то оно должно проявляться в том, чтобы должник уважал своё слово, выполнял обещанное и отдавал положенное, не создавая трудностей и не затягивая с выплатой долга, если он в состоянии рассчитаться. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Затягивание богатым (выплаты долга) является (проявлением) несправедливости» (аль-Бухари; Муслим). Способность достойно рассчитываться с долгами является одним из признаков гордых и благородных душ и указывает на правдивость и стремление к истине.
Если человек занял что-нибудь, то лучше всего отдавать нечто лучшее или отдавать больше того, что он взял, в том случае, когда заимодавец, оказывающий должнику благодеяние, не ставит подобных условий, а то, что отдаёт ему должник, дозволено для заимодавца.
Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Как-то раз один человек пришёл к пророку, мир ему и благословение Аллаха, и стал требовать от него вернуть долг (раньше оговоренного срока), говоря с ним грубо. Сподвижники (пророка, мир ему и благословение Аллаха,) решили (проучить его за это, однако) посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Оставьте его, ибо, поистине, у имеющего право (на возвращение долга есть право и) говорить», после чего он сказал: «Отдайте ему верблюда такого же возраста, как и его верблюд». (Люди) сказали: «О посланник Аллаха, у нас есть только верблюд постарше». Тогда (пророк, мир ему и благословение Аллаха,) сказал: «Отдайте ему (этого верблюда), ибо, поистине, лучшими из вас являются те, кто лучше всех отдаёт (должное другим)» (аль-Бухари; Муслим).
Если же должник ущемляет права заимодавца, затягивает с выплатой долга и нерадиво выполняет свои обязанности, это свидетельствует о его скупости и чёрствости его сердца, что относится к числу качеств человека, который не верует в Аллаха Всевышнего и отрицает религию.
Сообщается, что Хаббаб, да будет доволен им Аллах, сказал: «Во времена джахилийи я был кузнецом, что же касается аль-‘Аса ибн Ва’иля, то он задолжал мне, и (однажды) я пришёл к нему, чтобы потребовать возврата долга. Он сказал: «Я (ничего) не отдам тебе, пока ты не перестанешь верить в Мухаммада!» Я сказал: «Не перестану я верить в него до тех пор, пока Аллах не лишит тебя жизни, а потом не воскресит!» Он сказал: «Так оставь меня, пока я не умру и не буду воскрешён, и тогда будет даровано мне богатство и дети, и я верну тебе (свой долг)», — и после этого был ниспослан (аят, в котором говорится): «Видел ли ты того, кто не уверовал в Наши знамения и говорил: «Непременно будут дарованы мне богатство и дети»? Разве он узнал о сокрытом или получил обещание Милостивого?» (сура 19 «Марьям», аят 77-79)
(аль-Бухари).
Да проклянёт Аллах долги, которые оборачиваются беспокойством ночью и унижением днём! Признаком легкомыслия является то, что человек с лёгкостью тратит средства на всевозможные удовольствия и излишества, а если его средств на удовлетворение всех желаний не хватает, протягивает руку, обращаясь с просьбами одолжить ему денег, в результате чего он набирает в долг столько, что и сам жалеет об этом, так как не может рассчитаться.
Ислам же стремится к тому, чтобы мусульманин всю свою жизнь посвятил достойным делам, ограничивался необходимым и был выше страстей мира этого и его мелких забав. И ты видишь, как благородный посланник предупреждает людей о нежелательных последствиях, к которым приводят долги, советуя занимать деньги только в случае крайней необходимости.
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Аллах отдаст (долги) за того, кто берёт деньги у людей, желая вернуть их, а того, кто берёт, желая (только) растратить их, Аллах погубит» (аль-Бухари).
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что (однажды) посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Душа верующего остается связанной с его долгом, пока он с ним не рассчитается!» (ат-Тирмизи).
Известно, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, не совершал заупокойной молитвы по должнику из-за его нерадивости в деле уплаты долга, которая привела к тому, что он умер, так и не рассчитавшись с ним. Это означает, что положение такого человека перед Аллахом стало настолько низким, что он не заслуживал молитвы посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и его обращения к Аллаху с мольбами за него. Таким образом, если человек может обойтись без долгов, это будет безопаснее для его религии и достоинства.
Разумному мусульманину не стоит идти на поводу у всех своих прихотей и желаний только ради удовлетворения своих желаний и поддаваться страстям настолько, чтобы это могло заставить его делать долги.
Что же касается посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, то известно, что он часто обращался к Аллаху с мольбами о том, чтобы избежать бремени долгов и притеснений людей.
Проявление великодушия с помощью знания
Здесь имеется в виду распространение знания, что является наилучшим проявлением великодушия и превосходит собой пожертвование денег, поскольку знание достойнее богатства.
Знающий человек должен не просто делиться знанием с тем, кто просит его об этом, но щедро отдавать его просящему. Если человек спросит знающего о чём-либо, ему следует дать не просто полный ответ и привести необходимые указания, но и привести соответствующие примеры, упомянув обо всём том, что может иметь отношение к подобному случаю, чтобы удовлетворить человека полностью.
Сообщается, что когда благородные сподвижники, да будет доволен ими Аллах, задали пророку, мир ему и благословение Аллаха, вопрос о человеке, совершающем омовение морской водой, он сказал: «Вода (моря) является средством очищения, а мертвечина его дозволена (для употребления в пищу)» (ат-Тирмизи). Таким образом, пророк, мир ему и благословение Аллаха, не только ответил на их вопрос, но и проявил великодушие, добавив к ответу что-то ещё, так как им могло потребоваться больше того, о чём они спрашивали.
Передают со слов Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что как-то раз один человек спросил: «О посланник Аллаха, с какого места нам следует входить в состояние ихрама?» Он ответил: «Жителям Медины (следует делать это по достижении) Зу-ль-Хуляйфы, жителям Шама – (по достижении) аль-Джухфы, а жителям Неджда – (по достижении) Карна». Ибн Умар сказал: «И говорят, что (пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал, что) жителям Йемена следует делать это по достижении Йалямляма» (Муслим; ат-Тирмизи; здесь приводится версия ат-Тирмизи).
Передают со слов Абдуллаха бин Умара, да будет доволен им Аллах, что один человек спросил пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Что должен надевать на себя паломник?» Он ответил: «Ему не следует надевать ни рубаху, ни чалму, ни шаровары, ни бурнус, ни одежду, окрашенную жёлтым деревом или шафраном. Если он не найдёт сандалии, пусть наденет кожаные носки, обрезав эту обувь так, чтобы верхние края её не доходили до лодыжек» (аль-Бухари; Муслим).
Великодушное прощение обид
В великодушии такого рода находит своё проявление чистота души, безмятежность сердца и отсутствие враждебности по отношению к людям. Этот вид великодушия относится к числу наиболее полезных, а проявлять его могут лишь те, кто и в самом деле обладает великой душой.
Сообщается, что Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды когда я шёл (куда-то) вместе с посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, на котором был плащ из Наджрана на грубой подкладке, его догнал какой-то бедуин, с силой потянувший (пророка, мир ему и благословение Аллаха,) за края этого плаща. Я посмотрел на плечо пророка, мир ему и благословение Аллаха, и увидел, что после этого на нём остался след от этой подкладки, а (бедуин) сказал: «О Мухаммад, вели, чтобы мне дали что-нибудь из богатства Аллаха, которые у тебя есть!» (Пророк же, мир ему и благословение Аллаха,) повернулся к нему и рассмеялся, а потом велел дать ему что-то» (аль-Бухари; Муслим).
Сообщается, что Ибн Мас’уд, да будет доволен им Аллах, сказал: «У меня и сейчас стоит перед глазами пророк, мир ему и благословение Аллаха, рассказывающий об одном из пророков, которого до крови избили его соплеменники и который вытирал кровь со своего лица со словами: «О Аллах, прости моим соплеменникам, ибо, поистине, они не ведают (, что творят)!» (аль-Бухари; Муслим).
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что однажды к посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, пришёл какой-то бедуин, который попросил у него помощи. Икрима сказал: «Я думаю, что он просил помочь ему деньгами, чтобы уплатить выкуп за убийство». И посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, дал ему что-то, а потом спроси его: «Достаточно тебе этого?» (Бедуин) сказал: «Нет, и ты не сделал ничего хорошего». Услышав это, некоторые мусульмане разгневались и хотели наброситься на него, однако пророк, мир ему и благословение Аллаха, знаком велел им остановиться. После этого он поднялся, вошёл в свой дом, послал за этим бедуином и сказал ему: «Поистине, ты пришёл к нам, обратился к нам с просьбой и мы дали тебе кое-что, а ты сказал то, что сказал». После этого он дал ему что-то ещё, а затем спросил: «Достаточно тебе этого?» Тот сказал: «Да, и воздаст тебе Аллах благом за мою семью и моих соплеменников!» Тогда пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал ему: «Ты пришёл к нам, и мы дали тебе кое-что, а ты сказал то, что сказал, и в душах моих сподвижников это (вызвало гнев, а поэтому,) когда ты придёшь (к ним), скажи перед ними то же, что ты сказал мне, чтобы они больше не таили на тебя зла». И когда этот бедуин пришёл (снова), посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, ваш товарищ пришёл к нам, обратился к нам с просьбой, и мы дали ему кое-что, а он сказал то, то сказал, после чего мы позвали его (к себе) и добавили ему, и он сказал, что доволен. Так ли это?» (Бедуин) сказал: «Да, и воздаст тебе Аллах благом за мою семью и моих соплеменников!» После этого пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, мы с этим бедуином подобны человеку, имевшему верблюдицу, которая убежала от него. Её стали преследовать люди, но только ещё больше напугали её, и тогда хозяин сказал им: «Оставьте её и меня одних, ведь я обращаюсь с ней мягче и лучше знаю её!» — после чего хозяин направился к своей верблюдице, поманил её травой и подзывал её к себе, пока она не вернулась и не опустилась на колени, а потом он укрепил на ней седло и сел на неё верхом. И, поистине, если бы я послушал вас, когда этот человек сказал то, что сказал, и вы убили бы его, то он оказался бы в огне!» (аль-Баззар).
Одно из прекрасных проявлений кротости пророка, мир ему и благословение Аллаха, описано в нижеследующем хадисе.
Передают со слов Джабира бин Абдуллаха, да будет доволен Аллах ими обоими, что (в своё время) он вместе с посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, участвовал в военном походе на Неджд. Время полуденного отдыха застало их в каком-то вади, густо поросшем терновником, и посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, спешился, а люди разошлись среди этого терновника в разные стороны, желая укрыться в тени деревьев. И посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, (также) расположился в тени акации, повесив на неё свой меч.
Джабир сказал: «Немного поспав, мы вдруг (услышали, что) посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, зовёт нас, явились к нему, и оказалось, что рядом с ним сидит какой-то бедуин. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Этот (человек) вытащил из ножен мой меч (и поднял его) на меня, пошел ко мне, когда я спал, а когда я проснулся, он держал обнажённый меч в своей руке. Он спросил: «Кто защитит тебя от меня?» Я ответил (ему): «Аллах!» — и тогда он вложил меч в ножны, и вот он сидит здесь». И после этого посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, не стал наказывать его» (аль-Бухари, Муслим).