12 раджаба 15 года от Хиджры (20 (23) августа 636) полным разгромом византийцев завершилась грандиозная шестидневная битва при Ярмуке между мусульманской армией под командованием Халида ибн аль-Валида и византийской армией под командованием Вахана. Историки расходятся в численности противоборствовавших сторон: количество мусульман оценивается в 25-40 тысяч воинов, а христиан — свыше 150 тысяч. В этом сражении погибли три тысячи мусульман, среди которых было много сподвижников, а потери византийцев составили более семидесяти тысяч. После этого поражения Византия навсегда потеряла Палестину и Сирию, а средневековая Европа вступила в прямой контакт с мусульманским Востоком.
После того как мусульмане в сентябре 634 года овладели Дамаском и рядом стратегических городов Шама, византийский император Ираклий привел в южные пределы империи огромную армию, в которую вошли и его союзники и вассалы: армяне, грузины, арабы-христиане, славяне, франки. Перед лицом такой угрозы мусульмане собрали все свои отряды, находившиеся в Сирии, в долине реки Ярмук, и главнокомандующий армией Абу Убейда ибн аль-Джаррах вверил руководство войсками легендарному полководцу Халиду ибн аль-Валиду. Покидая сирийские города, мусульмане возвращали их жителям подать, собранную с них, поскольку она предполагала защиту этих городов от внешнего противника, а исход очередного витка войны был неизвестен. Ахмад аль-Балазури в книге «Футух аль-булдан» пишет: "Когда византийский император Ираклий мобилизовал огромное войско против мусульман, весть о том, что они направились в сторону мусульман к местности Ярмук, быстро дошла до них. Мусульмане вернули жителям Хомса подать, которая была собрана ранее, и сказали: «Мы не смогли оказать вам защиту и отразить нападение на вас. Отныне вы предоставлены самим себе»".
Стоянки мусульман вытянулись цепочкой между Дараахом и Джабией, возле небольших ручьев, питающих реку Ярмук в знойное лето. Византийцы под общим командованием Феодора Трифориуса остановились на южном берегу реки так, чтобы можно было эффективно бороться с дезертирством. В течение почти трех месяцев две армии наблюдали друг за другом, и все это время византийцы в своей традиционной форме пробовали деморализовать или перессорить мусульман. Армянский полководец Вахан начал переговоры через своего старшего офицера Гаргиза, а затем через гассанида Джабалу ибн аль-Айхама. Мусульмане на эти уловки не поддались. Ат-Табари передал, что когда какой-то араб-христианин воскликнул в присутствии Халида ибн аль-Валида: «Как много византийцев и как мало мусульман!» — бесстрашный полководец oтветил: «Как много мусульман и как мало византийцев! Только те отряды многочисленны, на стороне которых Аллах, и только тe малочисленны, которых Он покидает! Количество людей тут вообще ни при чём!»
Пока стороны готовились к решающему сражению, византийцы испытывали серьезные проблемы со снабжением войска. На протяжении нескольких веков они избегали генеральных сражений, но желание остановить успешное вторжение арабов из пустыни было слишком велико. Ближайшим крупным городом был Дамаск, но даже его склады не справлялись с обеспечением огромной армии. Напряжение внутри войска росло, и греки обвиняли армянского полководца Вахана в том, что он ослушался наказа императора не вступать в крупные сражения с противником. Положение усугублялось и соперничеством между византийскими военачальниками, а также религиозными разногласиями между монофизитами и халкидонитами. Командование мусульманской армии прекрасно осознавало преимущества византийцев и тяжесть предстоящей битвы, но никакие опасения не ослабляли желание верующих добыть венец мученика.
Наконец, 15 августа противники в боевом порядке двинулись навстречу друг другу. Мусульмане занимали единственную возвышенность в долине, откуда открывался обзор всего поля сражения. Казалось, что византийская армия, разделенная на двадцать подразделений, готова заполонить всю долину. Правым флангом, на котором была сосредоточена тяжелая пехота с большими щитами, командовал Гаргиз. Вахан командовал центром, где находились главные ударные силы армии. Неизвестный нам командир в чине буккинатора командовал левым флангом. Вспомогательные отряды арабов-христиан под командованием Джабалы были легкой конницей, в задачи которой входило изматывание противника и прикрытие левого фланга. Священники, сопровождавшие византийскую армию, громко читали Евангелие и призывали воинов сражаться ради Христа.
Халид ибн аль-Валид прекрасно понимал, что византийцы постараются нанести мусульманам максимальные потери, после чего главная роль будет отведена тяжелой коннице. Поэтому он применил совершенно новую для арабов тактику, поделив войско на отряды из тысячи воинов. Правым флангом командовал Амр ибн аль-Ас, левым — Язид ибн Абу Суфьян. Между ними в центре располагались войска под командованием Абу Убайды ибн аль-Джарраха. На крайнем правом фланге находились отряды под командованием Муаза ибн Джабала, а на левом — Наффасы ибн Усамы аль-Кинани. Конницей командовал Халид ибн аль-Валид, а пешими — Хашим ибн Утба ибн Абу Ваккас. Арьергард находился под командованием Са‘ида ибн Зайда. Судьёй был Абу ад-Дарда, Абдуллах ибн Масуд отвечал за снабжение, решение административных вопросов и сбор военной добычи. Чтецом был аль-Микдад ибн аль-Асвад. Поднимая моральный дух воинов, он ходил между рядами и читал суру «Добыча» и другие аяты о борьбе на пути Аллаха. Одному из самых возрастных воинов Абу Суфьяну ибн Харбу также было поручено громкими речами вдохновлять мусульман на борьбу и самопожертвование. Останавливаясь возле каждого отряда он призывал воинов стремиться только к довольству Господа и молился за них: «О Аллах, это — один из дней Твоих! О Аллах, ниспошли победу рабам Твоим!»
Перед битвой несколько авторитетных мусульман, видевших Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, обратились с речью к воинам. Главнокомандующий сирийским фронтом Абу Убейда ибн аль-Джаррах, прозванный хранителем мусульманской уммы, сказал: «О рабы Аллаха! Помогайте Аллаху, и Он поможет вам и утвердит ваши стопы! Поистине, обещание Аллаха — истина! О мусульмане! Терпите, ибо терпение спасает от неверия, помогает снискать довольство Аллаха и уберегает от позора. Не нарушайте ряды, не делайте ни шага в их сторону и не начинайте сражаться первыми. Держите наготове копья и укрывайтесь щитами и молчите — можете только поминать Аллаха про себя — до тех пор, пока я не отдам приказ, если будет на то воля Аллаха».
Выдающийся знаток Корана Муаз ибн Джабаль сказал: «О люди Корана, хранители Книги Всевышнего, защитники прямого пути и приверженцы истины! Поистине, милость Аллаха не снискать и в Его рай не войти посредством одних лишь бесплотных мечтаний! Аллах дарует милость и прощение только искреннему, правдивому и признающему истину. Разве не слышали вы слова Всевышнего Аллаха: “Аллах обещал тем из вас, которые уверовали и совершали праведные деяния, что Он непременно сделает их наместниками на земле, подобно тому как Он сделал наместниками тех, кто был до них”. Стыдитесь же показать вашему Господу, как вы бежите от вашего врага, когда вы в Его власти, и не найти вам прибежища, кроме как у Него, и не будет вам величия, кроме как от Него!»
Курейшитский старейшина и военачальник Амр ибн аль-Ас сказал: «О мусульмане! Опускайте взоры, падайте ниц и держите копья наготове. Когда они двинутся к вам, не идите им навстречу, а подождите немного, пока они не окажутся перед остриями ваших копий, и тогда бросайтесь на них, как бросается лев. Клянусь Тем, Кто любит правдивость и вознаграждает за неё, ненавидит ложь и наказывает за неё и воздаёт добром за добро! Я слышал, что мусульмане покорят эти земли селение за селением, крепость за крепостью. Так пусть же не страшит вас многочисленность врагов. Если вы атакуете их со всей силой, на которую способны, они разлетятся, как птенцы куропатки!»
Когда две армии приблизились друг к другу, Абу Убайда в сопровождении нескольких мусульман вышел вперед и пожелал переговорить с византийским командующим. Встретившись лицом к лицу с Феодором Трифориусом, он призвал христиан принять ислам и спастись от унижений в этом мире и от лютой кары после смерти или признать власть мусульман и согласиться на выплату джизьи. Переговоры не принесли никакого результата, и началось кровопролитное сражение, которое растянулось на шесть долгих дней.
Византийское войско напоминало мельницу с вращающимися жерновами, но мусульмане стояли насмерть. Армянские лучники обрушивали на мусульман лавины стрел, от которых сотни воинов получили тяжелые увечья. Историки сообщают, что в том сражении около семисот мусульман потеряли глаз, и среди них были аль-Мугира ибн Шуба, Абу Суфьян ибн Харб (потерял второй глаз и ослеп), аль-Ашас ибн Кайс, Хашим ибн Утба ибн Абу Ваккас, Кайс ибн Хубейра. Несколько раз ромеи продавливали арабов на флангах, и только громкие порицания женщин, которые с шестами и камнями встречали отступавших, помогли мусульманам выстоять. Видя решимость своих жен и сестер, мужчины говорили: «Легче сталкиваться с византийцами, чем с нашими женщинами!» В самые критические моменты мусульманская конница самоотверженно бросалась в бой и вынуждала византийцев отступить. Большие потери византийцы понесли, когда мусульманам удалось заманить тяжелую конницу и отрезать ее от основных сил, после чего конный отряд Халида успешно атаковал левый фланг противника. Однако историки расходятся во мнениях относительно того, в какой день битвы Халид совершил этот обходной маневр. Одни считают, что это произошло на шестой день битвы, другие называют третий или четвертый день.
Первые четыре дня сражения мусульмане действовали от обороны, стараясь нанести противнику наибольший урон. На пятый день недовольство в рядах византийцев выросло настолько, что Вахан решил прибегнуть к военной хитрости и возобновить переговоры. Понимая, что наступил переломный момент в сражении, Халид отказался от переговоров и перегруппировал войска для массированной атаки. Кроме того, ночью арабы штурмовали лагерь византийцев в Якусе, в восемнадцати километрах от реки Руккад. Ромеи не ожидали появления противника и не сумели организовать оборону. Часть их бежала по римскому тракту в сторону Палестины, другие — в направлении Руккада и устья Ярмука. Спуститься с обрывов в этом месте непросто даже при дневном свете, и в темноте многие бежавшие воины срывались с утесов и разбивались насмерть.
Решающий шестой день сражения начался с перестрелки между отрядами Гаргиза и Абу Убейды, во время которой Гаргиз был убит. Воспользовавшись замешательством противника, сначала отряд Абу Убейды, а потом и вся мусульманская армия двинулись вперед. Вскоре сопротивление противника было сломлено, и византийцы в панике стали бросать оружие. Одни пытались сдаться, другие пробовали спуститься вниз с обрывистых берегов. Ужас этого дня сохранился в ранних описаниях сражения. Большинство из тех, кому удалось спастись, сумели уйти долиной или взобраться на южные крутые склоны холмов. Нам известна судьба некоторых византийских командиров. Вахан, побоявшись показаться на глаза Ираклию, постригся в монахи и укрылся в монастыре Святой Екатерины на Синае (по другим сведениям, он погиб на поле боя). Феодор Трифориус и Гаргиз погибли в сражении. Гассанидский правитель Джабала ибн аль-Айхам, согласно аль-Вакиди, впоследствии принял ислам, но после ссоры с мусульманином из бану музейна вернулся в христианскую веру. По мнению аль-Вахиди и Ибн Асакира, он вообще не принимал ислам. А Аллах знает лучше.
Победа мусульман при Ярмуке сыграла решающую роль в освобождении Сирии. В регионе практически не осталось вражеских войск, способных остановить продвижение мусульман, которые получили возможность основательно подготовиться к наступлению на Иерусалим и укрепить армию Саада ибн Абу Ваккаса, готовившуюся к крупному сражению против персов под Кадисией. С того момента на политической карте мира появилась новая могущественная держава, а ислам превратился в мировую религию.