Среди «византийских» городков Центральной Анатолии Силле занимает особое место. Слишком многое в истории этого пригорода Коньи связано с ранним христианством. Вместе с тем Силле — это типичная турецкая деревня с небольшими уютными мечетями, старыми банями и ресторанчиками у дороги.

Времена, когда жители Силле исповедовали христианство, давно канули в лету. Вся Ликаония (римская область со столицей в Иконии) оказалась в руках сельджуков около 1073 г., вскоре после сокрушительного поражения византийцев при Малазгирте. Но настоящие перемены наступили с началом крестовых походов.

Сельджуки первыми приняли на себя удар разгневанной Европы. Осада Никеи, столицы Румского султаната, продолжалась полтора месяца. Силы были неравны, и турки пошли на тайный сговор с византийским императором Алексеем Комниным. 19 июня 1097 г. византийские отряды вошли в Никею, не позволив крестоносцам разграбить город. Сельджуки отступили, а султан Кылыч-Арслан перенёс свою столицу в Иконий. Естественно, значение Силле безмерно возросло.

Взаимоотношения Румского султаната и Византии складывались непросто. Султан Мелик-шах, ставший правителем Коньи после гибели его брата Кылыч-Арслана, не прекращал попыток вернуть земли, утраченные во время Первого крестового похода, но всякий раз терпел неудачу. После поражения сельджуков при Филомелионе (совр. Акшехир) в 1117 г. многие христиане, проживавшие в окрестностях Коньи, ушли с этих земель вместе с византийской армией.

По всей видимости, даже после этого Силле оставался христианским поселением, и мусульмане терпимо относились к этому. В 1226 г. в Силле были расселены печенеги, примкнувшие к армии султана Ала-ад-Дина Кей-Кубада во время его похода в Армению. Как и их предки, некогда кочевавшие между Дунаем и Днепром, печенеги исповедовали христианство. В период наивысшего могущества Румского султаната, в середине 13-го века, в Конье проживало примерно 6000 христиан. Они составляли десятую часть населения города.

Начиная со второй половины 13-века важную роль в социальной жизни Коньи и соседних деревень играл суфийский орден мевлеви. Христианская община Силле не испытывала стеснения от такого соседства, тем более что между руководством ордена и православными священниками установились дружеские отношения. Одна из легенд гласит, что Джалаладдин Руми провёл в одной из пещер Белого монастыря (возле Силле) семь дней и семь ночей, не выходя из холодной воды, что вызвало восхищение монахов. В память об этом событии глава ордена челеби-эфенди проводил в монастыре один день в году и посылал сюда оливковое масло.

До середины 17-го века в намоленном христианами Силле почти не было мусульман, но постепенно они стали обосновываться в верхней части деревни. В архивных записях упоминается, что в начале зуль-каады 1083 г. х. (конец февраля 1673 г.) жителям квартала Коз было позволено на свои средства перестроить местную молельню в мечеть для совершения пятничных и праздничных молитв. Это была первая мечеть в Силле, построенная при османах. Историк Тунджер Байкара пишет, что ещё раньше, во времена сельджуков, в деревне была мечеть, но более подробные сведения о ней не сохранились.

Одна из старейших из ныне существующих мечетей Силле – мечеть Морми в квартале Куртулуш — датируется (судя по надписи на внешней стене) 1209/1794 г. Она была отремонтирована в 1842 г. и до недавнего времени была заброшена, и только в 2010 г. мечеть была обласкана муниципальными властями.


Мечеть Морми в Силле (фото с сайта: selcuklu.bel.tr)

На холмах в теперь уже незаселённой части Силле находятся ещё две старинные мечети — Караташ и Мезаряка (Каябаши). В прошлом вокруг них были дома мусульман, но со временем те перебрались ближе к реке, а мечети обветшали. Несколько лет назад они были отреставрированы, и теперь их двери открываются по вечерам в рамадане. Местные жители охотно собираются в них для совершения молитвы таравих.


Мечеть Каябаши в Силле

Самая приметная мечеть деревни находится на берегу реки и потому называется Речной — Чай джамии. Она была построена в 19-м веке рядом с торговыми рядами и удалась на славу. Кровля поддерживается деревянными столбами, которые установлены на железных опорах. Михраб, минбар и обшивка стен выполнены из дерева и создают внутри атмосферу тепла и уюта.

В пяти минутах ходьбы от Речной мечети, на подъёме, ведущем вглубь деревни, стоит Белая мечеть. Это самая большая мечеть в Силле площадью 400 кв. м. Она была построена Бекташоглу Мехметом и его сыном Ахмедом в 1280/1863 г. В плане строение имеет почти квадратную форму, а в его северо-западном углу застенчиво стоит минарет с одиноким балконом.

Спускаясь от Белой мечети к реке, невозможно не заметить купола Белых бань. Надпись над входом гласит, что хаммам был построен в 1300/1884 г. неким Гаджи Али-агой. И хотя внутренние помещения сохранились достаточно хорошо, на протяжении многих лет очиститься телом и духом здесь было нельзя. А после реставрации 2005 г. в историческом здании, помимо бани, расположилась галерея народных промыслов.

Масштабы реставрационных работ в Силле позволяют судить о том, какое внимание нынешние власти Турции уделяют и развитию туристической индустрии, и заботе о культурном наследии. Не только османском и сельджукском, но и византийском и ещё более раннем. Поэтому Силле привлекает каждого, кто слышит об этой деревне, независимо от того, турок это или европеец, мусульманин или христианин. Для каждого здесь найдётся то, что покажется ему родным и коснётся тончайших струн его души.

А вот питьевой воды, как оказалось, в Силле не нашлось, по крайней мере, в нужном количестве. Поэтому с давних времён её доставляли сюда из соседних областей. С этой целью даже был построен водопровод. В западной части деревни, пройдя по задам огородов, можно увидеть хорошо сохранившийся акведук высотой 10 метров.

Арочная конструкция выложена камнями и соединяет две скалы. Жители называют акведук Чёртовым мостом (Шайтан копрюсю). В Европе достопримечательностей с похожим названием много, а вот в Турции мне известно только два. Ещё один Чёртов мост есть в провинции Ван на востоке страны.

Возвращаясь на автобусную остановку, я испытывал какой-то щемящий и скупой на слова восторг. С таким чувством не хочется расставаться, но ты всегда и обязательно знаешь, что оно скоротечно и оставляет после себя тоскливые думы. Но эти думы приходят потом, а в тот момент мне казалось, что я нашёл место, в котором мне хотелось бы навсегда укрыться от городской суеты, где дивная природа соприкасается с тысячелетней историей, где люди не разучились радоваться мелочам и ценить доброе слово. Или этого уже слишком много?

Читайте по теме: Церковь Елены Равноапостольной в СиллеПещерные церкви Силле