Если вы хоть раз побывали в Джидде, то непременно оставили в этом замечательном городе частичку своей души. Арабы часто меняют гласный звук в названии города, нарекая его бабушкой. А местные жители любовно называют его русалкой или невестой Красного моря. Джидда выделяется среди городов Саудовской Аравии и имеет свой специфический рисунок.

Сорок лет тому назад, когда город начал быстро расти на север, местные жители неохотно покидали не очень ухоженные, но такие милые их сердцам старые кварталы. Тогда муниципальные власти приняли решение украшать каждую новую площадь скульптурой, а поскольку современная Джидда задумывалась как город будущего, одобрение получали самые необычные проекты.

Вскоре на городских площадях появились модели велосипеда и земного шара, застрявших в стене автомобилей и парящего в облаках самолета. Разъезжая по улицам города, то и дело вращаешь головой, разглядывая причудливые фонтаны и загадочные металлические скульптуры, которые стали своего рода визитной карточкой Джидды. Вот, например, фонтан из пластиковых труб работы египетского скульптора Мустафы Санбала.


Фонтан Тахлия рядом с одноимённым парком

В 1978 — 1986 гг. Мустафа Санбал работал планировщиком в муниципалитете Джидды, активно участвовал в переделывании городской среды и спроектировал для города 25 скульптур. Идея создания этого фонтана была навеяна знаменитым спиралевидным минаретом Аль-Малвия в иракском городе Самарре. Материалом для скульптуры послужил армированный пластик, из которого изготавливают самые обыкновенные трубы для водоснабжения.

Летом палящее солнце пустыни быстро убивает охоту ходить пешком. Но в 2013 г. мы посетили Джидду в декабре и сумели вдоволь погулять по набережной и по центральным кварталам. Готовясь к поездке, нужно захватить солнечные очки и кепку с козырьком и заранее определить, что и когда вы собираетесь посетить. Местные достопримечательности находятся на очень большом удалении друг от друга, а общественного транспорта в городе нет. Кроме того, улицы Джидды мало пригодны для пеших прогулок. Иной раз для того, чтобы перейти на противоположную сторону широкого проспекта, нужно пройти несколько сотен метров. Зато на второстепенных улицах водители охотно уступают дорогу пешеходам. Одним словом, если вы приехали надолго, лучше сразу арендуйте автомобиль в аэропорте. В нашем случае было проще передвигаться на такси.

По сравнению с Европой или Турцией, проезд на такси в Саудовской Аравии недорогой. Многие автомобили снабжены таксометрами, но поездка обойдется дешевле, если договориться с водителем перед посадкой. Из личных наблюдений: водители родом из Бангладеш обычно называют вполне разумную цену, а вот с выходцами из Пакистана нужно торговаться. Еще полезная информация: на сайтах в Интернете, подсчитывающих примерную плату за проезд в такси, цены завышены раза в полтора.


Фонтаны на улице Аль-Андалус

Как и в других мегаполисах, движение на улицах Джидды весьма интенсивное. Если вы собираетесь поехать из одного конца города в другой, то избегайте пиковых часов, чтобы не скучать в машине. Для разгрузки дорог муниципальные власти строят туннели и сложные развязки. Наверное, эти меры оправданны и необходимы. Но они коренным образом меняют внешний вид города.

Исчезают карусели с памятниками, которые успели стать символами растущего мегаполиса. Больше нет площади с огромным самолетом на пересечении улиц эмира Маджида и Эль-Рауда и площади с симпатичным велосипедом на пересечении улиц короля Фахда и Эль-Рауда. Вместо фонтана с высеченной из камня шахадой на площади Таухид теперь регулируемый перекресток. Хорошо хоть памятнику нашлось место в конце улицы. За последние несколько лет в городе было демонтировано более 70 скульптур и фонтанов! Внушительная цифра.


Фонтан на площади Таухид (фото из Интернета)


Площадь велосипеда в Джидде (фото из Интернета)

Наслышавшись о таких переменах, я собрался сделать несколько фотографий одной из красивейших площадей Джидды — площади Мамлюкских фонарей. Она расположена недалеко от королевской резиденции, напротив военного госпиталя, где улица Аль-Андалус пересекается с улицей эмира Мухаммада ибн Абдульазиза. По дороге мы не могли не заметить высокую мраморную скульптуру «Кибла», расположенную в том самом месте, где улица Аль-Андалус разбегается с улицей Исма‘ила Абу Давуда. Её автор — испанский архитектор и скульптор Хулио Гарсия Лафонте — внёс большой вклад в преображение современной Джидды. Необычный внешний вид монумента визуально отсылает к известной мраморной скульптуре Ники Самофракийской, найденной в святилище кабиров на острове Самотраки и ныне выставленной на всеобщее обозрение в Лувре. На создание «Киблы», состоящей из 260 кусков итальянского резного мрамора, у скульптора ушло целых пять лет.


Скульптура Кибла работы Хулио Лафонте

Осмотревшись, мы решили сначала запечатлеть причудливые композиции из чугунных, как мне показалось, труб и пластин, которые были расставлены по уголкам парка Тахлия. Уже потом я узнал, что эти скульптуры работы Хулио Лафонте называются Конденсатор I и II, а местные жители называют их «Киндаса». Они были созданы в 1977 году из обработанных котлов и деталей опреснительной установки.


Скульптура Конденсатор I работы Хулио Лафонте


Скульптура Конденсатор II работы Хулио Лафонте

Наконец, вдали показались мамлюкские фонари, увеличенные копии фонарей, которыми освещались каирские мечети в середине XIV века. Нога туриста редко ступает на этот живописный островок посреди скоростной автострады. Хорошо, что мы недолго думали, принимая решение, потому что, как выяснилось чуть позже, затея оказалась довольно рискованной. Водитель такси удивился, когда мы попросили его остановить автомобиль у обочины посреди огромного круга, но нашу странную просьбу выполнил. Другого способа добраться до фонарей не было.


Площадь Мамлюкских фонарей в Джидде

Теперь можно было пройтись до знаменитых фонарей, еще одного детища Хулио Лафонте. Плитки на площади выцвели и потрескались от жары. Казалось, что их не меняли с момента открытия скульптурной композиции. Но упрекнуть в этом местные власти не получается: здешнее солнце нещадно выжигает все вокруг. Зато огромные чаши c мозаикой из цветного стекла просто великолепны. А как они светятся по ночам! Настоящее произведение искусства.

Хулио Лафонте родился в Мадриде в 1921 году и окончил Национальную высшую школу изящных искусств в Париже. После переезда в Рим работал в студии Монако и Луччикенти и совместно с известным инженером Гаэтано Ребеккини участвовал в проектировании ипподрома Тор-ди-Валле и других проектах. Его сотрудничество с властями Джидды началось в 1975 году, когда мэром города был Мухаммад Саид Фариси. Именно он заметил талантливого архитектора во время своей поездки по Европе и предложил ему переехать в Саудовскую Аравию. В результате на городских площадях и «островах» с круговым движением выросли аж тридцать любопытных скульптур.


Площадь Мамлюкских фонарей в Джидде

Перебраться обратно на противоположную сторону автострады оказалось труднее, чем мы думали. Вспомнили, как герой Эдди Мерфи перебегал шоссе в известной голливудской комедии, но повторять его подвиг не стали. Погуляв вдоль обочины примерно четверть часа и сделав еще несколько интересных снимков, мы стали голосовать у разворота, где автомобили снижают скорость.


Скульптуры на улице Аль-Андалус

Вскоре нас подобрал благодушный таксист, устроивший нам экскурсию по элитному кварталу позади Дворца короля Файсала. Близился вечер, и мы отправились на набережную, чтобы отдохнуть в парке скульптур и наблюдать закат солнца напротив Фонтана короля Фахда, самого высокого струйного фонтана в мире.