Знакомство со вторым по величине городом Саудовской Аравии нужно начинать с побережья Красного моря. Как и в Бейруте и Каире, набережная в Джидде названа романтичным французским словом Корниш. Сорок лет назад город имел всего четыре выхода к морю, а сегодня благоустроенная часть побережья простирается почти на 45 км.
Под вечер стоянки вдоль набережной переполняются автомобилями, а уставшие после рабочего дня горожане удобно располагаются на газонах или на песке. Перед киосками с шаурмой выстраиваются очереди, а владельцы передвижных ларьков едва успевают жарить картошку и печь кукурузу на углях. Сюда приезжают отдыхать семьями. Дети бегают по траве, подростки расстилают коврики для молитвы, взрослые неторопливо пьют чай. Огненное зарево заката еще только разгорается, когда с минарета ближайшей мечети раздается певучий голос муэдзина. На несколько минут город замирает в молитве, а потом снова возвращается к своему привычному ритму.
Мечеть Хасана Аль-Анани в Эль-Хамре
В районе Эль-Хамра, где улица Корниш почти пересекается с улицей Андалус, набережная представляет собой не только место отдыха. Это уникальный музей под открытым небом, в котором собраны работы скульпторов модернистского направления. Идея создания парка скульптур принадлежит испанскому архитектору Хулио Лафонте, но воплотить ее в жизнь удалось благодаря настойчивости Мухаммада Саида Фариси, живой легенды саудовского градостроительства. На протяжении 15 лет он занимал должность мэра Джидды, и его усилиями город приобрел свой современный облик. Спустя почти тридцать лет набережную реконструировали и расширили. Строительные работы завершились весной 2013 года. Сейчас протяженность среднего парка Корниш составляет 3,6 км, а в его коллекции более 40 скульптур выдающихся мастеров. Пожалуй, достаточно назвать имена англичанина Генри Мура или француза Сезара Бальдаччини. Есть в парке и работы талантливых арабских скульпторов Салаха Абдулькярима, Мустафы Сунбуля, Раби аль-Ахраса и др.
Задерживаясь у каждой фигуры, я внимательно приглядывался к деталям. Привычные образы и формы порождали непривычные ассоциации, которые у каждого могут быть свои, особенные. Поэтому не буду утомлять вас долгим рассказом о своих впечатлениях — лучше увидеть все своими глазами.
Центральное место в парке занимает скульптура «Проект памятника» работы каталонца Жоана Миро. В ней ощущается смелый вызов, брошенный основателем сюрреализма, французским писателем Андре Бретоном: «Красота будет конвульсивной или не будет вовсе». И это не случайно, ведь именно после знакомства с кружком сюрреалистов Миро начинает создавать странные фигуры из предметов, купленных на блошиных рынках. «Проект памятника» привлекает внимание не только формами, но и размерами: она достигает 4,5 метра в высоту и весит примерно три тонны.
Жоан Миро. Проект памятника
Вокруг «Проекта памятника» кругами располагаются остальные работы. Пожалуй, это правильно, ведь Жоан Миро так много сделал для того, чтобы высокое искусство оставалось общедоступным. Он был убежден, что скульптуры должны стоять на открытом воздухе, в окружении природы, где каждая соринка таит в себе частичку чего-то удивительного. Скульптура «Птица» создана по мотивам одноименной скульптуры из листового железа, установленной на крыше здания Фонда Майо, которое называют «Лувром Лазурного берега».
Жоан Миро. Птица
Британского скульптора Генри Мура можно считать символом европейского искусства минувшего века. В его по большей части абстрактных работах, предназначенных для открытого пространства, формы человеческого тела и предметы воплощаются в новые образы. Он родился в 1898 году в шахтерской семье, участвовал в боевых действиях во время Первой мировой войны, а после ее окончания начал изучать искусство, воплощая в жизнь свою детскую мечту стать скульптором.
Генри Мур. Овал с точками
Генри Мур был не только талантливым скульптором, но и неплохим предпринимателем. Баснословные доходы позволили ему и его семье создать в 1977 году благотворительный фонд, который организует оригинальные выставки по всему миру и оказывает поддержку молодым скульпторам. В 2011 году похожее «полулежащее» скопление пластической энергии было продано на лондонском аукционе Christie’s за совершенно непристойную сумму 19,1 миллиона фунтов.
Генри Мур. Три полулежащие фигуры №1
Такие вертикальные скульптуры, вроде напоминающие тотем и уподобленные выветренным каменистым хребтам, можно встретить в музее Хиршхорна, в саду скульптур в Вашингтоне и в других известных коллекциях. Но самая большая коллекция работ Генри Мура собрана в его поместье Перри Грин в лондонском Хэмпстеде, где мастер вместе со своей женой Ириной прожил почти полвека. В российских собраниях произведений Мура нет.
Генри Мур. Вертикальный мотив №2
Бронзовые скульптуры Генри Мура привлекают не только ценителей прекрасного. Осенью 2013 года из парка Гленкилн в Шотландии была похищена «Стоящая фигура» его работы. Несмотря на то, что высота скульптуры 220 сантиметров, похитителям удалось незаметно скрыться. Любопытно, что годом раньше в графстве Хартфордшир была похищена другая его работа «Солнечные часы», которая оценивалась в полмиллиона фунтов стерлингов. Но преступники, плохо разбиравшиеся в искусстве, решили сдать ее на металлолом и были задержаны.
Генри Мур. Большой кусок веретена
Побывавшие в Хельсинки наверняка видели самую известную из работ Эйлы Хильтунен — памятник финскому композитору Яну Сибелиусу. Его уменьшенная копия находится в парижской штаб-квартире ЮНЕСКО. Воплощая в жизнь свои необычные идеи, эта хрупкая женщина работала с таким прочным материалом, как нержавеющая сталь, и добилась мирового признания.
Эйла Хильтунен. Пламя жизни
Было несколько неожиданно обнаружить среди множества скульптур эту работу известного мастера еврейского происхождения Жака Липшица. Прекрасный пример того, как искусство сближает народы. Его настоящее имя — Хаим-Яков Абрамович Липшиц. Уроженец небольшого городка на юге Литвы, которая в те времена входила в состав Российской империи, в 1909 году он приехал в Париж и поступил в Национальную высшую школу изящных искусств. В период немецкой оккупации Парижа он сумел бежать в Америку, где в послевоенные годы к нему пришла мировая слава.
Жак Липшиц. Радость жизни
Статичные фигуры из окрашенного металла американского скульптора Александра Колдера, так называемые стабили, гармонично вписываются в архитектурные ансамбли Берлина, Штутгарта, Роттердама, Монреаля, Гётеборга и многих других городов. В 30-х годах, после посещения студии нидерландского абстракциониста Пита Мондриана, Колдер начал экспериментировать с абстрактными кинетическими конструкциями, а с середины проглого века его предпочтения сместились в сторону монументальной скульптуры.
Александр Колдер. Гибкость баланса
Работы итальянского скульптора Арнальдо Помодоро отличаются оригинальным подходом к геометрическим формам и отражают непрерывный процесс саморазрушения и возрождения. Впервые похожая латунная сфера была установлена на площади в Ватикане, а потом его многочисленные модификации появились в Нью-Йорке, Дублине, Тель-Авиве, Колумбусе и других городах.
Арнальдо Помодоро. Вращение
Путь Арнальдо Помодоро к всемирной известности был непростым. В молодости он работал в качестве консультанта по восстановлению общественных зданий в Пезаро, подрабатывал в ювелирной мастерской. Но приобретенные в те годы навыки очень пригодились ему в работе над бронзовыми скульптурами. Каждая деталь этих масштабных работ отточена с ювелирным мастерством и заманивает зрителя в мир знаков и символов, придуманных автором.
Арнальдо Помодоро. Куб IV
А в этой работе скульптор будто напоминает нам, что малейшее изменение порядка, существующего во Вселенной и в обществе, способно повлечь за собой гигантские разрушения. Свой особый взгляд на мир Арнальдо Помодоро распространяет и через благотворительный фонд, который он учредил в родном Милане в 1999 году.
Арнальдо Помодоро. Циркулярная масса
Кто не слышал о знаменитом Музее современного искусства в Страсбурге? Именно там экспонируется крупнейшая коллекция работ франко-немецкого скульптора Жана Арпа. А площадь рядом названа в его честь, и не случайно, ведь всемирно известный мастер родился в Страсбурге. В годы Первой мировой войны н стоял у истоков дадаизма, одного из самых странных направлений в европейском искусстве прошлого века. Впоследствии его работы тяготели к абстракционизму. Жан Арп также увлекался поэзией, пробовал себя в кинематографии в качестве автора сценария.
Жан Арп. Шаг вперед
Эта скульптура высотой 4,5 м работы профессора Национальной высшей школы изящных искусств в Париже Сильвестра Монье. По словам мастера, в ней солнечный свет, рассекая тени и пространство, отражает динамику городской жизни. Здесь, как и в других работах французского архитектора и скульптора, ощущается влияние итальянского ренессанса.
Сильвестр Монье. Безымянная скульптура
Автор этой безымянной скульптуры Драго Марин Черина — уроженец хорватского города Корчулы, переехавший на постоянное местожительства в Австралию. Он известен своими бронзовыми скульптурами Пабло Пикассо, Мэрилин Монро, Сальвадора Дали, а бронзовый бюст Александра Солженицына его работы выставлен в Национальной библиотеке Австралии в Канберре.
Драго Марин Черина. Безымянная скульптура
Французский скульптур Сезар Бальдаччини родился и вырос в Марселе, там же окончил Школу изящных искусств. В 60-х годах он присоединился к новым реалистам, которые тяготели к дада и часто прибегали к коллажу, монтажу и реди-мейду. Благодаря необычным скульптурам из металлолома он при жизни приобрел мировую известность, а золотой приз «Сезар» французской Академии искусств и технологий кинематографа его работы в итоге был назван в его честь.
Сезар Бальдаччини. Глаз
Виктор Вазарели считается мастером обыгрывания оптических иллюзий и основателем нового направления «оп-арт». Первые работы в стиле «геометрического» абстракционизма он начал создавать в 30-е годы, когда переехал из Будапешта в Париж. Однако его собственный стиль сформировался лишь к началу 50-х годов, когда он начал создавать контрастные картины, дразнившие восприятие при рассмотрении их под разным углом. Позднее Виктор отдавал много сил пластическому искусству, работая с различными материалами и стараясь подчеркнуть пространство при помощи кристаллических форм.
Виктор Вазарели. Иллюзия второго куба
Первая встреча Виктора Вазарели и Мухаммада Фариси состоялась в 1981 году. Впоследствии мэр Джидды вспоминал: «С нашего первого разговора я почувствовал его молодой, энергичный и предприимчивый настрой. Он с большим энтузиазмом предлагал новые идеи о том, как идти в ногу со временем в нашем стремительно меняющемся мире, и верил, что с появлением новых материалов их нужно использовать в рекламных щитах, на станциях метро, автобусных остановках и т. п. Массовая культура, считал он, должна быть повсюду на глазах у народа».
Виктор Вазарели. Балансирование в воздухе
Вазарели считал, что геометрический модуль формы и цвета, подобно буквам алфавита, имеет бесчисленное число сочетаний. Однако, в отличие от букв, в его работах эти формы не приобретают целостную структуру и практически исключают сознательную интерпретацию. Они воспринимаются на уровне зрительной реакции, которая у каждого зрителя может быть особенной. Как говорил сам автор, ставка делается не на сердце, а на ретину.
Виктор Вазарели. Смена позиций
Авторство этой работы на протяжении многих лет оставалось неизвестным и выяснилось благодаря стараниям американки, проживающей в Саудовской Аравии, которая связалась с Блезом Ковачем и нашла доказательства того, что целых четыре скульптуры в Джидде являются работами его отца. Работы Франсуа Ковача, уроженца боснийского города Жепче, получившего художественное образование в Будапеште, можно также увидеть в открытых коллекциях Бельгии, Голландии и Венгрии.
Франсуа Ковач. Изменения в пространстве