Среди архитектурных шедевров Флоренции главное место занимает собор Санта-Мария-дель-Фьоре, памятник итальянского Возрождения и символ процветания Флорентийской республики. Решение о строительстве нового собора на месте старой базилики Санта-Репарата было принято в 1289 году, а первый камень фасада был заложен 8 сентября 1296 года, в праздник рождества Девы Марии. Уповая на её покровительство, горожане рассчитывали построить огромный собор, который затмит своей величиной и красотой соборы в Пизе и Сиене. За этим соперничеством скрывалось бескомпромиссное желание флорентинцев, весьма преуспевших в торговле и шерстяном деле, потеснить банковские дома из Сиены при дворе римских пап и добиться выхода к морю, который контролировали пизанцы.
Руководить строительными работами было поручено Арнольфо ди Камбио, известному мастеру надгробных скульптур. Он разработал план храма, задумав устроить центральный неф на месте старой церкви, а рядом с ней построить два боковых. Были начаты работы над главным фасадом и внешними стенами боковых нефов, но спустя несколько лет Арнольфо умер, и около 1310 года строительство было приостановлено.
В тот период Флоренция была во власти радикальных сторонников папы, которые изгнали из города богатых торговцев, склонявшихся к примирению к гибеллинами. Умеренные гвельфы нашли убежище в гибеллинских городах Тосканы и стали склонять правителя Пизы и Лукки на войну с Флоренцией. Гибеллины были близки к подчинению всей Тосканы, когда флорентинцы обратились за помощью к Роберту Анжуйскому, королю Неаполя, и предоставили ему высшую власть в республике и право назначать подеста. Флорентинцы и сами были не робкого десятка и приглашали отряды наёмников, но на поле боя удача сопутствовала хитрому синьору Лукки Каструччо Кастракани. Лишь после его смерти в 1328 году, когда власть в Лукке захватили гвельфы, флорентинцы отказались от патронажа анжуйцев и восстановили прежнее правление.
В ноябре 1333 года река Арно вышла из берегов и нанесла городу серьёзный ущерб. Флорентинцы взялись за восстановление мостов, городской стены и улиц, также было решено продолжить строительство собора. По поручению гильдии шерстяников работы возглавил Джотто ди Бондоне, к тому времени уже прославившийся своими работами в Риме, Падуе и самой Флоренции. Отступив от византийского стиля в сторону реализма, Джотто восхищал современников умением разворачивать пространство. Но теперь ему предстояло проявить себя в качестве архитектора, и он целиком посвятил себя проектированию кампанилы, увековечившей его имя.
При жизни Джотто был завершён только нижний ярус колокольни, но его чертежи помогли его преемнику Андреа Пизано поднять ещё два яруса. Из-за пришедшей во Флоренцию в 1348 году чумы Пизано не успел завершить колокольню, и его главным шедевром остались бронзовые ворота баптистерия Сан-Джованни, что стоит напротив собора Санта-Мария-дель-Фьоре.
Чума буйствовала во Флоренции полгода и скосила больше половины населения коммуны и контадо. Спустя некоторое время строительство собора возглавил Франческо Таленти, который достроил верхние три яруса кампанилы по собственным чертежам и завершил её в 1359 году. Ему же принадлежит авторство нового проекта собора, расширенного за счёт передвинутого трансепта и апсиды. Он создал модель для капелл хора и для центрального нефа, а в последние годы жизни совместно с Джованни ди Лапо Гини разработал дизайн для хора.
После смерти Таленти примерно в 1369 году собор достраивался по его проекту, и к 1375 году старая базилика была снесена, а спустя ещё несколько лет были окончательно достроены внешние стены собора. И тут перед архитекторами встала труднейшая задача: как накрыть трансепт восьмигранным куполом-шатром, равных которому не строил никто никогда. Работы предстояло вести на высоте больше 50 метров, а ширина купола составляла больше 40 метров.
Нам не известно, кому принадлежала идея возведения такого амбициозного купола, но впервые он упоминается в документах в 1357 году. Опередив инженерную мысль своего времени, эта идея несколько десятилетий ждала своего гения, которым стал флорентинец Филиппо Брунеллески. Ювелир, художник и изобретатель, он предложил уменьшить массу купола за счёт создания двух оболочек: внешней и внутренней. Кроме того, Брунеллески обещал обойтись без дорогостоящих строительных лесов и использовать подъёмные механизмы собственного изобретения. После продолжительных споров попечители собора согласились доверить ему строительство купола, которое было начато 7 августа 1420 г.
Как и было задумано, купол был построен из двух оболочек, скреплённых восьмью основными и 16 дополнительными ребрами, которые связаны кольцевыми прогонами. Брунеллески рассчитал изгиб рёбер, чтобы добиться наибольшей прочности, и укрепил стены кольцами, чтобы они выдержали давление купола. В 1436 году гигантский шатёр шириной 42 метра и высотой 90 метров от пола был завершён. Говорят, что Микеланджело, один из титанов итальянского Возрождения, как-то сказал о куполе Брунеллески: «Трудно сделать так же хорошо, нельзя сделать лучше».
Спустя десять лет на вершине купола был установлен мраморный фонарь, спроектированный Брунеллески для уменьшения сил распора и придания его творению завершённого вида. Общая высота купола вместе с крестом составила 114 метров. Сегодня туристы имеют возможность подняться на смотровую площадку фонаря, преодолев 463 ступеньки, чтобы оттуда наслаждаться чудесной панорамой Флоренции или наблюдать закат солнца.
Флорентийский собор был освящён папой Евгением IV в 1436 году. Красивое имя в честь «святой Марии в цветах», подстать названию самого «цветущего» города Флоренции, ему присвоили ещё в 1412 году. Однако главный фасад собора, начатый Арнольфо ди Камбио, всё ещё был незавершённым. Кроме того, купол собора изнутри, вопреки замыслу Брунеллески, не был покрыт золотой краской и оставался белым.
В 1572 году великий герцог Козимо I Медичи, хитростью и жестокостью добившийся абсолютной власти в Тоскане, задумал завершить интерьер кафедрального собора и поручил это своему архитектору и живописцу Джорджо Вазари. История умалчивает о том, как родился сюжет этой гигантской фрески, но Вазари разделил пространство купола на шесть рядов в соответствии с христианскими представлениями об устройстве загробного мира и начал писать свой «Страшный суд». Помогал ему в этом монах-бенедиктинец Винченцо Боргини, хорошо знакомый с иконописью и сюжетами из «Божественной комедии» Данте.
Согласно замыслу Вазари, верхнюю часть купола заняли двадцать четыре старца Апокалипсиса, восседающие «вокруг престола». В нижнем ряду были помещены образы грешников, обречённых на мучения в Аду. Между ними художник намеревался изобразить различные сюжеты, связанные с христианскими представлениями об ангелах, житии Иисуса Христа, дарах Святого Духа и добродетелях. Но в 1574 году Вазари умер, завершив лишь треть картины.
Его преемник Федерико Цуккари, приглашённый Франческо Медичи, отказался от техники фрески и предпочёл ей менее долговечную, но более эффективную роспись по сухому. Созданные им сюжеты отличаются меньшим вниманием к деталям, в них нет той игры света и тени, которую старательно воплощал Вазари. Особым было и его видение праведников и грешников, а также адских мучений, учиняемых дьяволами с жутким оскалом. Кроме того, если Вазари вдохновлялся образом Христа, созданным Микеланджело для Сикстинской капеллы, где он отделяет праведников от грешников, то у Цуккари он восседает на троне, подобно земным царям.
Росписи на потолке были предметом оживлённых толков, но настоящую критику вызвали сюжетные решения Цуккари, поместившего рядом с праведниками семейство Медичи, германского императора, короля Франции и даже самого себя и многих своих родственников и друзей. И хотя завершение картины в 1579 году было отмечено пышными празднествами, флорентинцы никогда особо не гордились ею. Тем более что высокое подкупольное пространство было плохо освещённым, а сама фреска постепенно покрывалась слоем копоти. Своим нынешним видом шедевр Вазари и Цуккари обязан реставраторам, которые скрупулёзно трудились над ним между 1978 и 1985 годами.
Что же касается незавершённого главного фасада, то он был разобран в 1587 году художником Бернардо Буонталенти, служившим герцогам из рода Медичи. Был объявлен конкурс, а спустя два года было решено временно покрыть ободранный фасад деревянной декорацией с лепниной и картинами. Начались приготовления к свадьбе великого герцога Фердинандо I Медичи, и споры вокруг внешнего вида флорентийского собора затянулись на столетия.
В следующий раз фасад декорировали в 1661 году к приезду французской принцессы Маргариты Луизы Орлеанской, двоюродной сестры Людовика XIV, ставшей женой Козимо, наследника тосканского престола. А в 1668 году, когда Козимо III уже был великим герцогом Тосканским, он велел в очередной раз украсить фасад великолепной росписью — по случаю готовившейся свадьбы его сына и наследника Фердинандо.
Этой декорации удалось пережить не только своих исполнителей, но и всю династию Медичи, правившую во Флоренции больше трех веков. Дело в том, что оба сына Козимо от взбалмошной француженки не питали нежных чувств к своим жёнам, а интересовались привлекательными юношами. В итоге Фердинандо умер от сифилиса, а его младший брат Джан Гастоне, унаследовавший трон, не оставил после себя наследников, и в 1737 году титул великих герцогов Тосканских перешёл к Габсбургам.
Интерес к восстановлению фасада возродился после вхождения Тосканы в состав новообразованного Королевства Италия в 1861 году. Переговоры с папой, удерживавшим за собой Рим, привели к переносу резиденции короля Виктора Эммануила II из Турина во Флоренцию (1865–1870). В этот период были проведены конкурсы на лучший фасад для флорентийского собора, и в 1871 году работы были поручены архитектору Эмилио де Фабрису.
Обратившись к инкрустационному стилю, который использовался для оформления боковых фасадов и кампанилы, Фабрис создал пышный ансамбль статуй, пилястров и других декоративных элементов. Как и его предшественники, он использовал мрамор разных цветов и оттенков: зелёный из Прато, розовый из Сиены и белый из Каррары. Но если присмотреться, то розового цвета на главном фасаде значительно больше, что невольно вызывает ассоциации с итальянским триколором.
Но Фабрис не увидел своего детища во всей красе. После его смерти в 1883 году работы были продолжены под руководством Луиджи дель Моро и завершены в 1887 году. Окончательное решение о том, устанавливать на фасаде готические башни и треугольные фронтоны или придать ему вид классической базилики, было вынесено на референдум. Оба варианта фасада можно увидеть на рисунках Никколо Бардуччи.
Споры вокруг этого разгорелись нешуточные, и перед референдумом строители для наглядности правую часть фасада украсили фронтоном и башней, а левую оставили плоской. Последнему варианту флорентинцы и отдали предпочтение, поступив в духе Таленти, который отказался устанавливать остроконечный шпиль на колокольне.
Флорентийский собор считается памятником готической архитектуры, но именно он стоит у истоков итальянского Возрождения. Воплощая идеи гуманизма в архитектуре, скульптуре и живописи, Джотто, Брунеллески, Донателло и другие мастера, работавшие в соборе, вызывали переворот в сознании и культуре своих современников. Нарушая безмолвие византийской иконы, наполняя энергией движения античные скульптуры, они несли идеи Данте и Петрарки тем, кто не умел читать.
Собор Санта-Мария-дель-Фьоре и сегодня продолжает говорить за те времена, когда Флоренция бурлила от народоволия и свободомыслия. Вмещая около 30 тысяч человек, он остаётся четвёртым крупнейшим храмом в Европе и уступает по этому показателю только собору св. Петра в Ватикане, собору св. Павла в Лондоне и Миланскому собору. А превзойти инженерный гений Брунеллески так никому и не удалось — ни неподражаемому Ходже Синану, ни Баха ад-Дину аль-Амили.