О существовании в окрестностях Коньи любопытнейшей деревни Силле я узнал случайно. Моё внимание привлёк туристический дорожный знак коричневого цвета с названием места, о котором я раньше не слышал. Дальше на помощь пришёл Интернет, и я уже не сомневался в том, что в эту деревню, расположенную всего в восьми километрах от города, нужно обязательно попасть. Хотя бы потому, что в ней находится одна из старейших церквей в Малой Азии.
Автобус в Силле отправляется каждые полчаса от площади Аладдина в самом центре Коньи. Ехать недолго, и я предпочёл не брать такси и поехал на автобусе. Первые впечатления оказались очень приятными. Деревня лежит в лощине на берегу речки и окружена невысокими горами. Вдоль ручья тянется вымощенная брусчаткой улица с тенистыми аллеями и старинными домами, многие из которых сохранились с османских времён. Посреди ручья журчат фонтаны, а обочину дороги занимают сувенирные лавки и маленькие столики, за которыми можно позавтракать или выпить кофе.
Что меня удивило, так это отсутствие туристических автобусов и бегающих тут и там китайцев. Туристическая индустрия в Турции развита достаточно хорошо, и государство тратит огромные средства на реставрацию и поддержание исторических памятников, но продвижение даже таких интереснейших направлений пока оставляет желать лучшего. Ни в отеле, ни в музеях Коньи мне не попадались буклеты о том, что можно увидеть в окрестностях этого города, и многие подробности я узнал уже потом с турецких сайтов.
Впрочем, многим уютным деревушкам по соседству с большими городами Анатолии вполне хватает местных туристов, которые толпами съезжаются туда по выходным, чтобы позавтракать и прикупить варенья и всяких домашних заготовок. Турки не домоседы и любят завтракать на природе, а ещё больше — в таких милых местах, подкупающих древней историей и низкими ценами.
Древнейшее место расселения человека в окрестностях Коньи — курган Сызма — располагается в примерно в 20 км севернее Силле. Обнаруженные там археологические находки датируется VIII—VII вв. до нашей эры, то есть периодом конца Фригийского царства. Точных сведений о том, когда люди стали строить пещеры в мягких известняках Силле, нет. Но уже в римскую эпоху это поселение известно как Силла или Силата.
В те времена Иконий (совр. Конья) был центром Ликаонии, не самой приметной среди римских областей. Земля тут малопригодная для возделывания, зато пастбища простираются на многие мили. Кроме того, город занимал исключительно важное расположение на большой дороге, соединявшей Эфес с внутренними областями. Не случайно в Иконии проповедовали апостолы Варнава и Павел, и они оставались там «довольно времени, смело действуя о Господе» (Деян. 14:3).
Согласно «Деяниям святых апостолов», среди жителей Икония многие уверовали, но в конце концов иудеи и язычники со своими начальниками собрались побить камнями апостолов, и те удалились из города. О том, что случилось с остальными уверовавшими, история умалчивает. Возможно, некоторые из них бежали из города и прятались в горах Западного Тавра.
Предположение о том, что пещеры Силле могли служить убежищем для первых последователей Христа, не лишено оснований. Примерно в 327 г., когда императрица Елена, мать римского императора Константина Великого, по пути в Иерусалим остановилась в Иконии, ей были показаны жилища и захоронения христиан в Силле. По её приказу у подошвы холма была построена церковь, которая повидала много завоевателей и сохранилась до наших дней.
В период арабо-византийских войн Иконий, как и другие города Малой Азии, неоднократно подвергался разорению. В последний раз арабский отряд из Тарса добрался до Икония в конце 963 г., после чего повернул назад. Это был робкий ответ на дерзкие попытки императора Никифора Фоки вернуть Византии контроль над Киликией и Сирией. После этого арабы уже не имели сил для вторжения в византийские пределы, что способствовало оживлению ремесла и торговли в восточных областях империи.
В этот период возросло значение Икония как религиозного центра, а пещеры Силле превратились в обитель монахов и отшельников. Монахи вырубали в этих скалах жилища и монастыри, хоронили в них своих усопших братьев. Условия жизни, конечно, были суровыми, но вполне подходили для размышлений о Боге и лицезрения Его дивных знамений.
В Силле хорошо сохранилась церковь Кириакон (турки называют её Хызыр Ильяс), которую исследователи относят к X-XI векам. Она имеет вид креста: внутреннее пространство разбито на четыре секции с парусными сводами и две боковые комнаты, а притвор располагается в западной стороне, как это было принято в греческих церквях. В прошлом веке в этих пещерах находилась гончарная мастерская.
Церковь Кириакон (фото: selcuklusille.com)
А внутри скалы напротив церкви Елены Равноапостольной высечена ещё одна церковь, посвящённая успению Девы Марии. Внутренний зал её состоит из двух нефов, на северной стене и арках сохранились фрагменты фресок.
С восточной стороны к главному залу примыкает небольшое помещение прямоугольной формы, которое, судя по нишам в стене, использовалось для приготовления пищи. В южной стороне располагается сводчатая усыпальница монахов, под которой находится ещё одна небольшая пещера для захоронения.
Мы очень мало знаем о жизни в Иконии и Силле в тот период. Как бы там ни было, но в 1069 г. под стенами города впервые проявились отряды туркменов под командованием Афшин-бея. А спустя два года после разгрома византийской армии при Малазгирте Иконий был завоеван сельджуками. Ни греческие священники, ни туркменские эмиры тогда ещё не могли знать, что эта страница в истории древнего города будет самой яркой и блистательной.