Начав знакомство с Малаккой с Голландской площади, трудно представить, что когда-то этот город был центром распространения ислама во всей Юго-Восточной Азии. Викторианский фонтан, здание ратуши, руины крепости А'Фамоса и начинающаяся неподалёку колоритная Джонкер-стрит воссоздают атмосферу колониального города, в который Малакка превратилась в 1511 г. в результате португальского завоевания.
Героем той эпохи был португальский конкистадор Афонсу де Албукерке, с чьим именем связано возникновение Португальской Индии. Под ударами его грозных пиратов пали Ормуз, Гоа, Малакка, и повсюду ревнители христианской веры самым жестоким образом расправлялись с мусульманским населением, особенно с подданными турецкого султана.
Так было и в Малакке. По словам историка Ч. Дэнверса, Албукерке приказал, «чтобы все малайцы и мавры предавались смерти. Огромное число мужчин, женщин и детей было убито». Были разграблены дома мусульман, сожжены мечети, а также дворец султана. Дома яванцев, индийцев и бурманцев португальцы не трогали, рассчитывая опираться на них в борьбе против мусульман.
И всё же малайцы сохранили свою приверженность мусульманской вере. Они пережили экспансию португальцев, голландцев, британцев и, наконец, японцев. После Второй мировой войны, когда в Малайю вернулись англичане, в стране началось национально-освободительное движение, и ислам, наряду с бахаса мелаю (малайский язык), сыграл важнейшую роль в становлении малайской идентичности.
Как и по всей Малайзии, больше половины населения современной Малакки исповедует ислам. Для малайцев ислам не просто религия; благодаря исламу они сумели выжить и в конце концов состоялись как нация. В отличие от некоторых других мусульманских народов, переживших культурную революцию, малайцы никогда не стесняются своего вероисповедания. Напротив, они всегда готовы рассказать вам о своих верованиях и традициях, а уважительное отношение к другим религиям позволяет им рассчитывать на взаимность.
Это хорошо заметно при посещении мечетей, особенно в крупных городах. Распознав в вас иностранца, к вам обязательно подойдут приветливые сотрудники мечети, чтобы расспросить вас, откуда вы приехали, на каком языке говорите, а потом рассказать об истории храма или особенностях мусульманской веры.
Нужно было видеть искреннюю радость малайцев, когда они узнавали, что мы из Азербайджана и тоже, к их удивлению, мусульмане. В какой-то момент мне даже показалось, что местные жители считают истинными хранителями исламских традиций только себя да арабов. Впрочем, наверное, не стоит судить их за это, ведь они в самом деле сумели сберечь ислам, находясь во враждебном окружении китайцев, индусов, тайцев и европейских колонизаторов.
В Малакке мы увидели несколько мечетей, по-своему необычных, несущих на себе след индо-мусульманской архитектуры. Но настоящим символом города нужно признать Масджид Селат, или Мечеть Малаккского пролива. Она построена на берегу Пулау Мелака — искусственного острова, соединённого с материком 30-метровым мостом.
Фактически мечеть стоит на сваях, вбитых в морское дно, и для того, чтобы попасть в неё, нужно пройти по небольшому мосту. Во время прилива, когда уровень воды поднимается, кажется, что огромный дворец с четырьмя башнями по углам и золотым куполом статно держится на воде. Нечто похожее можно наблюдать и в мечети Танджунг-Бунгах на острове Пинанг и мечети Тенгку Тенгах Захарах в лагуне Куала-Ибай.
Идея строительства «плавучей мечети» принадлежит бывшему главному министру штата Мохд Али Рустаму, а родилась она во время посещения им Джидды, где к берегу Красного моря «пришвартована» красивая мечеть Ар-Рахма. Строительство мечети продолжалось около четырёх лет, и она была официально открыта в ноябре 2006 г. тогдашним королём Малайзии Туантку Сайедом Сираджуддином.
Внешне Масджид Селат больше напоминает массивные мечети стран Персидского залива, но отдельные элементы, как, например, пирамидальные крыши башен, подчёркивают её привязку к малайской архитектуре. Кроме того, в качестве строительного материала использовалась древесина бамбука. А резной минбар, расположенный сбоку от молитвенной ниши, выполнен из тикового дерева.
30-метровый минарет мечети стоит отдельно и, помимо своего основного предназначения, выполняет функции маяка. Просторный молитвенный зал, накрытый единственным куполом, отличается скромным интерьером и покрашен в белый цвет. В помещении мечети есть также образовательный центр и библиотека.
В хорошую погоду обязательно выйдите на террасу мечети и расслабьтесь, поминая Всевышнего и наблюдая за бескрайней морской гладью. А если вы приехали на такси, то попросите шофёра подождать вас. В этой части города нет других достопримечательностей, и найти свободное такси будет совсем не просто.