Дорога из Зальцбурга в Капрун на автомобиле занимает чуть больше двух часов, и в то январское утро даже ночной снегопад по милости Всевышнего не внёс серьезные коррективы в наши планы. С восходом солнца мы выехали из города и направились на юго-запад, чтобы подняться на самую высокую гору земли Зальцбург — ледник Кицштайнхорн высотой 3203 м над уровнем моря.

Автомобилей было мало, и на мёрзлом асфальте местами ещё лежал свежий снег. Проехав пару десятков километров через соседнюю Германию, мы оказались у подножия Восточных Альп. Голые стволы буковых деревьев постепенно уступали место соснам и пихтам в тяжёлых белых шапках. Дорога медленно поднималась в горы, и чем дальше мы ехали, тем лучше смотрелись обливающиеся солнечным светом альпийские склоны.

В горах мы собирались провести всего два дня, и поэтому мы всю дорогу благодарили Всевышнего за хорошую погоду и продолжали молить Его о том, чтобы вместо невероятного горного пейзажа нам не пришлось довольствоваться снегопадом за окном и тёплым номером в отеле. И это был бы не худший вариант, тем более что несколькими днями ранее стихия заперла на пути к французскому Куршевелю аж 15 тысяч автомобилей!

Наконец, впереди показались кабинки канатной дороги. Навигатор показывал, что ехать нам ещё километров пятнадцать, а значит, где-то совсем рядом был знаменитый лыжный курорт Целль-ам-Зе. Но если ты хочешь увидеть могучие трёхтысячники, то в короткие зимние дни лучше не отвлекаться от намеченного плана. Поэтому мы поехали прямо в деревушку Капрун, лежащую под горой Кицштайнхорн. На её окраине, в узкой долине, упирающейся в горное водохранилище, находится первая станция канатной дороги.


Вид на нижнюю станцию в Капруне

Очереди перед кассами не было, и уже через несколько минут мы понеслись вверх над кронами деревьев, которые, несмотря на свою статность, сверху выглядели немного тоскливыми. Из-за высоченных горных склонов, долина пребывала в полусумраке, но когда альпийские леса поредели, а потом и вовсе сошли на нет, перед нами открылись бесконечные снежные просторы. Вскоре показалась станция, и мы очутились на высоте 1976 м, недалеко от нижней точки горнолыжного спуска.


Альпийские леса на склонах Кицштайнхорна

Леденящий воздух дразнил наш аппетит, напоминая о том, что в отеле мы не позавтракали. Ближайший ресторан, кажется, был единственным на этой высоте и оказался вполне приличным, а аромат свежеиспечённых булочек и только что сваренного кофе не просто притягивал, а звал в полный голос. Цены тоже были демократичными. Возможно, в какой-нибудь другой стране владелец ресторана непременно воспользовался бы таким привилегированным расположением, но только не в Австрии.


Станция Лангвид на высоте 1976 м


Schirestaurant Häuslalm

Между тем от вершины Кицштайнхорна нас отделяло ещё два этапа. Первый мы преодолели в такой же кабинке, попасть в которую не составило труда. А вот на станции Альпийского центра, расположенной на высоте 2452 м, откуда гондола вместимостью 60 человек отправляется на «Крышу Зальцбурга», пришлось простоять в очереди около часа. В 2014 году это был единственный путь наверх, но уже в следующем году было завершено строительство третьего и четвёртого этапов канатной дороги Gletscherjet с пересадкой на высоте 2630 м.


Второй этап подъёма на ледник


На пути к Альпийскому центру

Раньше добраться до Альпийского центра можно было на фуникулере, который стартовал прямо из долины и считался одним из самых безопасных. Он был построен в 1974 году, а в 1993 году был модернизирован, вагоны приобрели обтекаемый футуристический вид, а сам курорт стали называть «гордостью Австрии». Но 11 ноября 2000 года на одном из поездов начался пожар, унесший жизни 152 человек из двух поездов в туннеле и троих человек на верхней станции. После этой трагедии и были построены кабинные подъёмники. Фуникулёрные пути были полностью демонтированы лишь в 2015 году, а вот пустой туннель остался.


Станция Alpincenter на высоте 2450 м


Синяя трасса для любителей

Гондола, в которую мы, наконец, сели, как оказалось, тоже имеет свою историю. Первый воздушный трамвай был запущен по этому маршруту в далёком 1966 году. Свой нынешний вид гондола приобрела в январе 1990 года, когда были завершены работы по модернизации канатной дороги. Одна из опор сохранила высоту 113,6 м и считается самой высокой в мире. Через восемь с половиной минут живописнейшего подъёма мы уже были внутри Gipfelwelt 3000. Это огромный комплекс с кафетериями, кинотеатром, ледовой ареной и смотровыми площадками.


Станция кресельного подъёмника на высоте 2450 м

Самая известная среди них называется Крышей Зальцбурга — Top of Salzburg. Она расположена на северном склоне горы на высоте 3029 м, откуда открывается феерический вид на ледник, или глетчер, настоящее раздолье для любителей горных лыж. Отсюда хорошо видна гора Шмиттенхёэ, которая отделена от Кицштайнхорна долиной реки Зальцах. Где-то там красные и чёрные трассы курорта Целль-ам-Зе. В ясную погоду можно разглядеть даже горы Цугшпитце и Унтерсберг.


Панорамный вид с высоты 3029 м

Но это не всё. Устроители комплекса прорубили внутри ледника туннель длиной 360 м на противоположный, южный склон горы. Внутри туннеля Галерея национального парка, где можно увидеть и пощупать горные породы, которыми славится Высокий Тауэрн. А в награду за проявленное терпение — ошеломительная панорама с видом на несколько высочайших вершин Центральной Европы.

По этим горным хребтам проходят границы между землями Зальцбург, Тироль и Каринтия. Всего в нескольких километрах к югу — пик Гросглоккнер (3798 м), разделяющий Тироль и Каринтию. Это гордость и самая высокая гора в Австрии. Если повернуть смотровой бинокль на юго-запад, то где-то там, на границе Тироля и Зальцбурга, находится коварный ледник Гросвенедигер, привлекающий опытных скалолазов.


Панорама Национального парка Высокий Тауэрн


А вот, собственно, и пик Кицштайнхорн

Обратный путь занял намного меньше времени, и спускались мы в кабинках в гордом одиночестве. Немногие поднимаются на ледник только для того, чтобы просто прикоснуться к одному из величайших знамений Господа. В этом ледовом царстве люди самого разного возраста проводят целые дни, находя для себя подходящие развлечения. Мы же старались не выбиться из насыщенного графика и торопились в Капрун навстречу новым впечатлениям.