Если вы остановились в престижном отеле Jeddah Hilton с великолепной панорамой на побережье Красного моря, то вы не сможете устоять перед вечерней прогулкой среди необычных скульптур, выставленных вдоль по улице Принца Фейсала ибн Фахда. Но у меня прийти сюда получилось лишь жарким июньским утром. До полудня оставалось чуть больше часа, и скупая тень пальм с небрежными «прическами» почти не спасала от зноя. Желающих прогуляться по вымощенной розовыми плитками аллее в это время дня, кроме меня, кажется, не было.

Посреди аллеи возвышается безымянная металлическая скульптура, в которой легко прочитывается исламская символика. Вокруг разбросаны довольно странные скульптуры меньшего размера, авторство которых ввиду отсутствия табличек тоже сокрыто от непосвященных прохожих. Такие необычные композиции можно встретить на многих улицах и площадях Джидды.

Не знаю, почему именно эта улица носит имя покойного принца Фейсала ибн Фахда и сыграл ли он какую-либо роль в её преображении. При жизни он принимал активное участие в развитии спорта в Саудовской Аравии, а также возглавлял Комитет по делам молодежи, Национальный олимпийский комитет, Национальный комитет по борьбе с наркоманией и Международный комитет по охране исламского культурного наследия. Он умер от сердечного приступа в 1999 году в период правления своего отца.

Любопытно, что именно из дворца принца Фейсала в июне 1989 года гастарбайтером из Таиланда были похищены деньги и драгоценности общей стоимостью около 20 миллионов долларов по тем временам. «Кража века» привела к убийству трёх саудовских дипломатов в Таиланде, ещё один саудовский бизнесмен пропал без вести. Разразившийся на этом фоне дипломатический скандал привел к длительному охлаждению отношений между двумя странами. И хотя тайская полиция вернула монаршей семье часть драгоценностей, многие из них, по мнению экспертов, оказались подделками. А главное — среди них не было редчайшего голубого бриллианта весом 50 карат.

Из-за соседних домов выглядывают башни The Headquarters Business Park. Западная башня высотой 240 метров имеет вертолётную площадку. В шестнадцати из 52 этажей этого здания располагается отель, а одиннадцать нижних этажей (включая два подземных) отведены под служебные площади. Восточная башня высотой всего 79 метров соединена с ней многоярусной парковкой.


Жилые дома на улице Принца Фейсала


The Headquarters Business Park


Восточная башня комплекса (слева)

Причудливая дорожная развязка со скульптурой вздымающейся морской волны. Здесь начинается музей под открытым небом, в котором собраны весьма объемные работы представителей авангарда и модернизма. К сожалению, на туристических картах Джидды и даже на официальном туристическом сайте города вы не найдете никаких сведений об этой любопытной достопримечательности.


На пересечении улиц Хира и Принца Фейсала ибн Фахда


Скульптура морской волны перед отелем Jeddah Hilton


Напротив отеля Jeddah Hilton

Большинству посетителей этого парка, должно быть, трудно понять такие попытки скульпторов «инвентаризировать» окружающий мир. Почему современные авторы тяготеют к освобождению видимой формы от традиционно вкладываемого в нее содержания? И можно ли вообще называть искусством столь маргинальные способы поиска новой реальности? Впрочем, современные направления в изобразительном искусстве уже не одно десятилетие находят поддержку у городской интеллигенции.

Одним из пионеров саудовской живописи был Абдель-Халим Радави, чьи выставки имели успех в Соединенных Штатах, Японии, Великобритании, Франции, Испании, Голландии, Бразилии и других странах. В 1965 году он был инициатором первой выставки современного искусства в Саудовской Аравии, а его модернистские картины и скульптуры до сих пор вдохновляют молодых саудовских мастеров. Впрочем, из более чем трех тысяч своих работ сам автор особо выделял только две: «Рецитация Корана» и «Старые дома в Мекке». Первая была удостоена награды на выставке в Испании в 1988 году, а вторая украшает коллекцию покойного художника в Джидде.


Экспонаты музея вполне могли бы украсить городские площади


Скульптура гусеницы из металлических пластин и проволоки


Гусеница символизирует перерождение, трудный и нелегкий путь к совершенству


Прекрасный неожиданный рисунок на обычной цилиндрической колонне


А что символизируют эти фонари? Процветание? Богатство?..


Масштабная композиция из застрявших в стене чемоданов


С этого ракурса легче рассмотреть застрявший багаж


Саудовские авангардисты по-разному выражали своё стремление к техническому прогрессу


Минарет и морские раковины как нельзя лучше символизируют Джидду


Геометрические фигуры на внутренней поверхности раковины усиливают ощущение глубины


Имитация вращения конических фигур


Одни фигуры продолжают вращаться, другие уже исчерпали себя


Очередной своеобразный подход к геометрическим формам


Рождение, старение, смерть... О чём говорят эти аккуратные диски?

В одном из уголков парка были собраны композиции с изображением домашней утвари, без которой нельзя представить традиционный арабский дом. Возможно, это было непреднамеренным совпадением. А может быть, я ненароком разгадал замысел архитекторов, которые не оставили ни подсказок, ни пояснительных табличек. Ничего, кроме инвентарных номеров на скульптурах.


Цветущее в середине июня дерево обязательно приподнимет настроение в пустыне


А эта скульптура похожа на торт со свечой


Нет, здесь не поработали вандалы. Очевидно, это огарок свечи


Масляная лампа была незаменимым предметом домашнего обихода


Разумеется, в арабском доме не обойтись без чайника и кофейника


Выглядит, как обычный судейский свисток


Точно, судейский свисток, только очень большой

Во время всей прогулки меня не покидала мысль о том, что создатели этого необычного музея, очевидно, не рассчитывали на массовые народные гуляния. В некоторых местах пешеходная дорожка очень узкая, а скамеек или ларьков, в которых продавались бы прохладительные напитки, и вовсе нет. На память приходила знаменитая Аллея Ланге Ворхаут в Гааге, на которой демонстрируются произведения талантливых современных скульпторов. Там всё было иначе.

С такими мыслями я добрёл до конца художественной аллеи. Небольшой фонтан у входа в Sheraton Jeddah пританцовывал и дразнился, будто осознавая собственную неприкосновенность. Раскаленный воздух дрожал и изгибался, рисуя масляные образы стоявших поодаль строений. Набежавшая жара напоминала о приближении полуденной молитвы, а часы подсказывали мне, что я успею совершить её в «плавучей» мечети в Северном Корнише.


Напротив пятизвездочного отеля Sheraton Jeddah


Въезд на территорию отеля ограничен


Скульптура на улице Эмира Фейсала ибн Фахда