9 ноября 1929 г. во дворце Топкапы была обнаружена старинная карта, нарисованная на коже газели. Одна из надписей гласила, что карта была составлена Пири ибн Хаджи Мехмедом в мухарраме 919 года. По рекомендации немецкого учёного Адольфа Дейсмана изучение документа было поручено известному немецкому востоковеду Паулю Кале, и тот подтвердил его подлинность. В руках турецких музейщиков был фрагмент первой известной современной карты мира, составленной османским адмиралом Пири-реисом для султана Селима. Её недостающие части долго искали в хранилищах дворца Топкапы, но вместо них был обнаружен фрагмент другой карты, составленной также Пири-реисом в 1528 году.
Мухьиддин Пири ибн Хаджи Мехмед родился в Гелиболу около 1470 года. Подростком он плавал на кораблях вместе со своим дядей Кемаль-реисом, который состоял на службе у султана Баязида II. Под его началом он участвовал во многих операциях в Средиземном море против венецианцев и рыцарей Святого Иоанна. О судьбе Пири-реиса после смерти его дяди в 916/510 году ничего не известно, но в 923/1517 году он появляется в Каире в ранге капитана одного из кораблей Джафара-аги и лично представляет султану Селиму составленную им карту мира.
В 927/1521 году Пири-реис завершил главный труд своей жизни — «Книга мореплавания» (Китаб-и бахрие), которая содержит описания и навигационные схемы побережий и портов Средиземного мира. В 930/1524 году он представил книгу великому визирю Паргалы Ибрахиму-паше, и тот рекомендовал ему доработать труд для представления лично султану Сулейману. В 932/1526 году атлас был издан с посвящением, введением, дополнительными картами и рифмованными комментариями Сейида Муради. Из более чем 220 включённых в него карт не менее 120 были составлены Пири-реисом и входили в первую рукопись.
«Книга мореплавания» стала вехой в османской навигационной науке. В том же стиле были написаны «Книга морей» (Китаб-уль-мухит) известного адмирала Сейди Али-реиса (1538) и «Книга Чёрного и Средиземного морей» Сейид Нуха (1648-50). Последний вообще заимствовал более ста карт из атласа Пири-реиса. Тем не менее имя адмирала стало легендой не благодаря его знаменитому атласу, а благодаря фрагменту той самой карты, что была найдена в гареме султанского дворца.
Дело в том, что на момент её обнаружения это был единственная карта, ссылавшаяся на так называемую «потерянную карту Колумба», якобы составленную им во время экспедиций в Индию. Рядом с контурами побережья Центральной Америки на карте написано, что эти береговые линии и острова срисованы с карты Колумба, который «также был великим астрономом». Косвенно на то, что в распоряжении Пири-реиса была карта великого «первооткрывателя Америки», указывает и тот факт, что остров Куба на найденной карте обозначен как продолжение материка, что совпадает с представлениями испанского мореплавателя.
Совершенно очевидно, что Пири-реис рисовал свою карту, опираясь не только на собственные расчёты, но и на другие морские карты, имевшиеся в его распоряжении. Вероятно, среди них были и те, что мусульмане захватывали на испанских или португальских кораблях. Была ли среди них карта Колумба? И существовала ли она вообще? Интрига была так велика, что госсекретарь США Генри Стимсон поручил послу США в Турции организовать поиски оригинала Колумбовой карты, которые так и не дали результата.
Что же представляет собой карта мира Пири-реиса? На дошедшем до нас куске кожи размером 90х60 см сохранилась только левая её часть, на которой легко распознаются прибрежные области Франции, Иберийского полуострова, Африканского континента, Канарские и Азорские острова, острова Зелёного мыса, безошибочно нарисованы контуры Гибралтарского пролива. Очень точно изображено побережье Бразилии, хорошо различимы устья рек Амазонки и Ориноко. А вот очертания берегов Северной Америки и Карибских островов далеки от действительности. Обрывки подписей свидетельствуют о том, что у карты была и вторая половина с изображением Синда, Индии и Китая.
Безусловно, наибольший интерес вызвала та часть карты, что относится к Новому Свету. И не только потому, что со времени возвращения Колумба из его четвёртой экспедиции на момент составления карты прошло меньше десяти лет. Всего ничего, учитывая то, как тщательно испанцы и португальцы скрывали сведения об открытых землях.
Исследователи сразу обратили внимание на то, что восточное побережье Южной Америки достигает южной оконечности материка и не обрывается, а тянется дальше. Куда? Появились гипотезы о том, что на старинной карте Южная Америка соединена с Антарктическим полуостровом, горные массивы которого морфологически являются продолжением горной системы Анд.
Но как османские мореплаватели в начале XVI века могли знать о существовании ледового континента, тем более имеющего геологическое родство с Южной Америкой? Никаких научных объяснений этому нет, да и сами эти выводы довольно противоречивы. Ведь на карте нет никаких указаний на существование Антарктики. Нет на ней и пролива Дрейка, что отделяет Южную Америку от Антарктиды. А ведь ширина его в самой узкой его части составляет не менее 820 км! Кроме того, подписи на карте указывают, что климат тех земель тёплый и там водятся крупные змеи, что никак не совпадает с условиями на островах Диего-Рамирес или на ледяных островах Антарктики.
Эти нестыковки породили очень странные версии о том, что Пири-реис срисовал очертания берегов Америки и Антарктиды с каких-то доисторических карт, имевших, возможно, инопланетное происхождение. Но есть и вполне логичная гипотеза, согласно которой мнимое «побережье Антарктики» — это изогнутая вправо часть южноамериканского побережья. В таком случае «ледяные острова Антарктики» могут быть Мальвинскими островами в Южной Атлантике, мягкий климат которых подходит под описание на карте.
Дискуссии о природе сходства контуров с карты Пири-реиса и современной азимутальной проекции Земли не утихают по сегодняшний день. Но даже рьяные скептики не могут отрицать того, что карта из дворца Топкапы превосходит по своей точности и детальности все более ранние описания побережья Америки, включая знаменитую планисферу Кантино. Что же касается пресловутой карты Колумба, то результаты его экспедиций никак не могли дать подробные сведения о побережье Южной Америки. Кроме того, по мнению дипломата и историка Гадили Максудовой, подпись о заимствованиях из карты Колумба не была сделана Пири-реисом и является поздней припиской.
Подлинные источники, которыми пользовался Пири-реис при составлении своей карты, остаются загадкой для современной науки. Во всей этой истории вопросов больше, чем ответов. Не вызывает сомнений лишь сам факт существования карты, которая время от времени выставляется на обозрение во дворце Топкапы. Только по особым случаям, что объясняется ветхостью оригинала. Впрочем, если прав турецкий исследователь Метин Сойлу, оригинал её уже находится в Соединённых Штатах, откуда он, по его словам, не вернулся после выставки в январе 1987 г. Так ли это на самом деле, скорее всего, останется ещё одной тайной султанского дворца.