Сулейман пришёл в мечеть на урок в первый раз. Его пригласил мальчик, живший по соседству. Ясир — так звали мальчика — оказывается, уже несколько раз приходил на урок, и сказал, что туда приходят ещё несколько мальчиков, живших в окрестностях.

Сняв обувь перед входом в мечеть и переступив порог правой ногой, Сулейман огляделся. В мечети было пусто. Последний раз он приходил сюда в пятницу, когда здесь было полно народу, и сейчас ему было как-то непривычно видеть пустую мечеть.

— Вон туда, — показал Ясир в дальний угол.

Там сидел имам, читая лежавший перед ним на маленькой подставке Коран.

— Мы всегда там собираемся, — объяснил Ясир, и они подошли к имаму.

— Дядя Ихсан, ассаляму алейкум! — поздоровался Ясир.

— Ва алейкум ассалям. — улыбнулся имам. — Вы даже раньше сегодня.

Он посмотрел на часы, а потом поднял глаза на Сулеймана, который тоже поздоровался, и спросил:

— Новый ученик?

Сулейман кивнул и ответил:

— Я не знал, что в мечети уроки есть. А Ясир мне сказал. Вот я сегодня с ним пришёл первый раз.

— Понятно, маша-Аллах, — кивнул дядя Ихсан. — Рад знакомству с тобой и добро пожаловать.

В это время пришли ещё четверо мальчишек. Двоих Сулейман знал, а с двумя другими, не теряя времени, познакомился.

Они уселись кружком, и урок начался.

— Сулейман, наверное, не знает, о чём мы разговариваем на наших уроках, — сказал дядя Ихсан.

— Не знаю, — подтвердил Сулейман.

— Мы знакомимся с моральными нормами, которые есть в Коране, или, если сказать проще, правилами поведения, которые упомянуты в Коране и которые должен соблюдать мусульманин. Коран разъясняет нам, что хорошо, а что плохо, и учит нас правильно вести себя, в том числе и по отношению к окружающим. Мы уже разобрали несколько аятов на прошлых уроках. А сегодня у нас новый аят. Всевышний Аллах сказал: «Не следите друг за другом и не злословьте за спиной друг друга».

mekteb800x1077

Сулейман постарался запомнить аят, а дядя Ихсан тем временем продолжал:

— Кто-нибудь хочет что-нибудь сказать?

Ясир сказал:

— Злословить — это значит говорить злые, плохие слова о ком-то. Так ведь? А что значит следить друг за другом? Разве следить — это плохо? Вот мама меня иногда по вечерам просит: «Последи за братиком, пока я намаз совершаю». Но это ведь хорошее дело…

Дядя Ихсан улыбнулся.

— Это хорошее дело, ты прав. А в аяте речь о другом. Аллах запрещает нам следить друг за другом в том смысле, что мы не должны выслеживать кого-либо, ожидая, что он совершит какой-нибудь плохой поступок, и стараться застать его врасплох за чем-то неблаговидным. Мол, мне кажется, что вот этот мальчик может совершить какой-нибудь нехороший, неугодный Аллаху поступок. Пойду-ка я понаблюдаю за ним, вдруг он и правда что-нибудь не очень хорошее сделает, а я его поймаю, так сказать, на месте преступления, и ему будет очень, очень стыдно. Вот этого делать не следует. Мы не должна подозревать других мусульман в дурном и стараться выследить их.

— А почему? — поинтересовался Сулейман.

— Потому что если бы в этом действительно была какая-то польза, Аллах не запрещал бы нам делать это…. Вот сами подумайте, что хорошего в том, чтобы стараться узнать о чужих недостатках или плохих поступках? Какую пользу нам это принесёт? Вполне может быть, что человек совершил ошибку, сделал что-то, не подумав, а вовсе не потому, что он действительно хотел сделать что-то плохое. Зачем же нам стараться выследить его, застать за чем-то плохим? Быть может, он сам уже понял свою ошибку и попросил прощения у Аллаха и больше никогда не сделает ничего подобного, и Аллах простит его, и после этого он станет ещё лучше, чем был.

— А ещё, — добавил Ясир, — когда мы узнаём о чьих-то плохих поступках, мы меняем своё мнение об этом человеке.

— Всё верно, — кивнул дядя Ихсан. — Дело в том, что ошибки и не очень хорошие поступки иногда совершает каждый, но когда мы узнаём о чужих ошибках и проступках, мы начинаем плохо думать о других. И это притом, что ошибки есть и у нас… А что хорошего будет, если мы будем стараться разузнать о чужих проступках и в результате начнём плохо думать обо всех, кто нас окружает?

Сулейман попробовал представить себе то, о чём говорил дядя Ихсан, и ему действительно стало не по себе.

— Мы должны думать о своих братьях и сёстрах по вере хорошее вместо того, чтобы подозревать их в чём-то плохом. — сказал он. — Так всегда говорит мой папа.

— Очень хорошо сказано, — согласился дядя Ихсан. — Все мы братья по вере и должны думать друг о друге хорошее и хорошо относиться друг к другу.

Ясир задумался ненадолго, а потом сказал:

— Тем более, если постоянно следить даже за очень хорошим человеком и всё время расспрашивать и разузнавать о нём, то окажется, что и у него есть какие-то недостатки или ошибки.

— Верно, — кивнул дядя Ихсан. — Потому что такие поступки на самом деле есть у всех. Все мы иногда поддаёмся наущениям шайтана и делаем то, о чём потом жалеем. И для нас будет гораздо полезнее заниматься собственными недостатками и стараться исправить их, чем заниматься недостатками других, думать о них и обсуждать их.

— Ага, — кивнул Ильяс, один из мальчиков, с которыми Сулейман познакомился сегодня. — Моя мама говорит, что каждый мусульманин должен работать над собой и каждый день делать что-нибудь, чтобы стать лучше.

— Отлично, — улыбнулся дядя Ихсан. — Каждый из нас действительно должен работать над собой и стремиться стать лучше. А для этого мы должны приобретать полезные знания и делать добрые дела… Итак, мы поняли, почему мы не должны следить друг за другом и что это означает. Теперь у нас осталась вторая часть аята — о том, что мы не должны злословить друг о друге. Тут уж вы, наверное, сами мне всё расскажете.

— Мы не должны говорить друг о друге плохое, — сказал Ильяс.

— А кто скажет точнее? — спросил дядя Ихсан.

Но всем было трудно подобрать слова, и Сулейман тоже промолчал.

Тогда дядя Ихсан сказал:

— Злословить — значит говорить о человеке за его спиной то, что ему было бы неприятно услышать.

— Даже правду? — спросил Ясир.

— Даже правду, — кивнул дядя Ихсан — Если ты скажешь о человеке что-то неприятное для него да ещё и соврёшь при этом, то это будет двойной грех — злословие и ложь… Мы не должны говорить о других то, что им неприятно было бы о себе услышать, даже если эти недостатки у них действительно есть. Потому что, как мы уже сказали, недостатки и ошибки есть у всех, и если каждый начнёт рассказывать обо всём плохом, что он услышал или узнал о ком-то, представляете, что будет? Представляете, как после этого мы будем смотреть друг на друга? Как мы будем относиться друг к другу? А ведь мусульмане должны любить друг друга как братья и думать друг о друге хорошее.

— А если мы видим, что человек сделал что-то плохое, мы должны поговорить с ним наедине, когда нас никто не слышит, и дать ему добрый совет, а не позорить его перед другими людьми, — сказал один из мальчиков.

— Это тоже верно, — подтвердил дядя Ихсан. — Это поможет нам относиться друг к другу по-братски и любить друг друга…

Сулейман, выходя из мечети, решил, что дома расскажет папе с мамой о том, что узнал, и обязательно будет ходить в мечеть на уроки.

Всевышний Аллах сказал: «Не следите друг за другом и не злословьте за спиной друг друга» (сура 49 «Покои», аят 12).