Передают со слов Абдуллаха ибн Масуда, что он спросил Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Какое из дел Аллах любит больше всего?» Он ответил:
الصَّلَاةُ عَلَى وَقْتِهَا
«Своевременно совершаемую молитву» [Адаб муфрад 1].
Хадис, призванный одёрнуть нас, научить правильному отношению к одному из столпов нашей религии и первому деянию, о котором мы будем спрошены в Судный день.
Самое главное, пожалуй, в том, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не сказал просто: «Молитва», а обратил наше внимание на то, какой эта молитва должна быть.
Выходит, для того чтобы быть делом, которое Всевышний Аллах любит больше всего, молитва не просто должна быть. И она должна быть не какой-нибудь, а именно своевременной — совершаемой вовремя, а не в последнюю секунду, тогда, когда её уже просто нельзя не совершить, потому что иначе ты её элементарно пропустишь.
Это условие, поставленное Пророком (мир ему и благословение Аллаха), мгновенно приобретает очень важный смысл, как только ты понимаешь одну весьма значимую истину: твоё отношение к молитве — это зеркало твоей веры, и оно характеризует тебя как верующего.
Что такое молитва для тебя? Тяжкая обязанность, с исполнением которой ты регулярно тянешь, под предлогом того, что «время ж ещё есть»? Или тот самый бальзам для души, о котором Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил Билялю, побуждая его объявить о начале молитвы: «Принеси нам отдохновение через неё»?..
Поскольку молитва — ежедневная часть нашего земного существования, всегда велик риск того, что, привыкнув к её присутствию в нашей жизни, мы будем уделять ей мало внимания, совершать её механически, просто по привычке. А значит, она у нас будет далеко не на первом месте. А может быть, даже где-то в конце списка дел, которые запланированы у нас на период между двумя молитвами.
И этот хадис, это предупреждение призвано разбудить нашу бдительность. Если молитва в нашей жизни есть, это хорошо. Это прекрасно. Но она ещё и должна совершаться вовремя. Вот тогда всё будет правильно, вот тогда всё будет как надо.
Наверное, именно поэтому невольно испытываешь облегчение и радость, когда обязываешь себя совершить её в самом начале времени, выполнив таким образом свой долг перед Всевышним. Верно и обратное: когда случается совершать молитву в конце времени без по-настоящему уважительной причины, то тебе всегда не по себе, на душе словно кошки скребут, и ты ощущаешь болезненные уколы совести и понимаешь, что это неправильно, что так не должно быть... И ты осознаёшь, что это чувство — милость Господа миров, ведь это показатель того, что сердце твоё ещё живо.
И этот хадис — своеобразная прививка от небрежности. Он как нельзя лучше способствует тому, чтобы ты не терял эту остроту ощущений, эту сконцентрированность на крайне важном виде поклонения Всевышнему, за который мы будем спрошены первым делом, когда явимся на неизбежный суд к Всевышнему Творцу.