Передают со слов Абу Хурайры, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
مَنْ يُرِدِ اللهُ بِهِ خَيْرًا يُصِبْ مِنْهُ
«Кому Аллах желает блага, того Он подвергает испытаниям» [Бухари 5645].
И передают со слов Сада ибн Абу Ваккаса, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
فَمَا يَبْرَحُ البَلَاءُ بِالعَبْدِ حَتَّى يَتْرُكَهُ يَمْشِي عَلَى الأَرْضِ مَا عَلَيْهِ خَطِيئَةٌ
«Испытания не перестанут сыпаться на раба [Аллаха] до тех пор, пока не станет он ходить по земле без единого греха» [Тирмизи 2398; Ибн Маджа 4023].
Испытания неприятны и нежеланны. Никто не хочет лишаться достатка, болеть или переживать какие-нибудь другие трудности. Но без всего этого жизнь просто невозможна, и ислам учит нас тому, что в этих трудностях заключено благо для нас. Они призваны помочь нам очиститься, возвыситься и увеличить нашу награду.
Наверняка каждый из нас не раз слышал об этом. Но по-настоящему осмыслить и прочувствовать это получается лишь тогда, когда совершенно неожиданное, как гром среди ясного неба, и тяжёлое, как огромный камень, испытание вдруг обрушивается на тебя самого или кого-то из твоих близких.
Вот тогда эти слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха) раскрываются перед тобой во всей своей полноте и глубине. И ты понимаешь: все пережитые ранее испытания, даже те, что казались значительными, на самом деле ничто по сравнению с этим...
И это испытание производит глубокие перемены в тебе самом, заставляя тебя столько всего переосмысливать, столько всего переоценивать, пересматривать своё отношение к стольким вещам.
С твоих глаз будто падает пелена, и ты начинаешь ясно видеть те многочисленные милости Всевышнего, к присутствию которых в твоей жизни ты привык настолько, что благодарность твоя Создателю за них была очень мала. Наверное, слишком мала, раз некоторые из них, в первую очередь благополучие, вот так покинули тебя.
Господь дарует тебе милости, дабы ты устремился к Нему, но ты пребываешь в беспечности, воспринимая как должное то, чем Господь одаряет тебя по щедрости Своей. Ты легкомысленно отворачиваешься, тебя затягивают мирские заботы, ты забываешь поминать Господа своего. И тогда Он резко разворачивает тебя к Себе силой этого неожиданного испытания.
И всё, кроме Него, разом отходит на второй план. Останавливается водоворот второстепенных дел, который отвлекал тебя от Создателя и мешал видеть Его милости.
Ты возвращаешься к Нему жалкий, униженный, охваченный смирением, разом отрезвлённый, оставивший позади всё то ложное и неважное, что отвлекало тебя. И у порога Его ты просишь у Него прощения за то, что всё это время ты был не там, думал не о том, делал и говорил не то, жил не так и не для того... И лишь Его прощение становится для тебя по-настоящему важным. Потому что это единственный путь к спасению. Ты ищешь не возвращения утраченных мирских благ, но прощения Подателя этих благ, перед Которым ты кругом и бесконечно виноват, и единственное, на что ты надеешься, — что ещё не всё потеряно, что свои упущения перед Справедливым Судией ты можешь ещё как-то восполнить.
В такие минуты удивляешься тому, как разом уходит из твоей жизни всё наносное и ненастоящее, все те мелочи и пустяки, которые заставляли тебя переживать и оттягивали на себя твоё внимание, время и силы, всячески отвлекая тебя от главного и единственно важного.
И вот Любящий Господь очищает тебя по милости Своей, и, несмотря на тяжесть испытания, у тебя появляется робкая надежда: может, это означает, что Господь не забыл тебя и решил спасти таким образом тебя, такого неблагодарного, слабого, непостоянного, привязанного к мирскому, вечно отвлекающегося на то, что не заслуживает твоего внимания?
И эта надежда согревает тебя, когда ты находишься в самой середине этой угольно-чёрной полосы твоего земного существования, которая на самом деле является очередной милостью Творца к тебе — быть может, главной во всей твоей жизни...