Передают со слов Абдаллаха ибн Амра, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
لَيْسَ مِنَّا مَنْ لَمْ يَرْحَمْ صَغِيرَنَا وَيُوَقِّرْ كَبِيرَنَا
«Не относится к нам тот, кто не проявляет милосердия к младшим из нас и не уважает старших из нас» [Адаб муфрад 358].
Хадис простой, хорошо известный. Всё понятно и вроде бы даже почти банально. Даже вне религиозного учения нас с детства учили уважать старших. И о том, что нужно жалеть маленьких, нам тоже говорили.
Но по-настоящему осознаёшь важность этого хадиса лишь тогда, когда пытаешься посмотреть на него глобально. Не через призму своей личной ситуации и окошко своего маленького привычного мирка, а через призму целого общества, в котором живёшь, а ещё лучше — целой уммы, частью которой являешься.
В обществе, в умме должно быть единство, они должны быть сплочёнными. Без этого никак. Это требование не только религии, но и самой жизни. А ещё в этих системах должна быть гармония. Если нет ни сплочённости, ни гармонии, даже отдельный человек не может быть счастлив, спокоен, доволен, ему сложно реализовать себя, найти своё место, свою нишу, раскрыть свои способности, приносить пользу, плодотворно трудиться, созидать... словом, сложно жить нормальной человеческой жизнью. Потому что человек — существо общественное, и он не может вообще никак не зависеть от окружающих. При этом очевидно, что если со стороны этих окружающих нет помощи, поддержки и понимания, зато они создают тебе проблемы, трудности и препятствия как минимум своим полным равнодушием к тебе и твоему положению, это не делает твою жизнь проще — скорее, наоборот...
И вот когда задумываешься об этом, в полной мере понимаешь всю мудрость и важность этого пророческого наставления.
Когда мы его исполняем, мы становимся своеобразным звеном в этой цепи: те, кто младше нас, мы сами, те, кто старше нас. Мы как будто протягиваем руки в обе стороны и обеспечиваем эти две группы людей тем, в чём они нуждаются. Для младших, юных — это жалость, милосердие. Для старших, а тем более пожилых — почтение, уважение, отношение, соответствующее их возрасту и положению. И таким образом мы создаём в обществе ту самую гармонию, которая на самом деле необходима каждому члену этого общества, включая нас самих. Ты поддерживаешь равновесие, ты способствуешь единству мусульман, ты меняешь ситуацию в лучшую сторону — и заодно, конечно же, исполняешь свой долг, свою обязанность перед Всевышним.
В наш век больших скоростей мы часто забываем о подобных обязанностях и просто бежим размашистой рысью по дорожке ипподрома под названием жизнь, пока не пересечём линию финиша, целиком уходя скорость и временами вовсе переставая замечать происходящее вокруг.
Но когда ты начинаешь исполнять эту обязанность сознательно, так что это находит выражение в конкретных действиях по отношению к конкретным людям, ты чувствуешь разницу. И дело не только в том, что ты вольно или невольно меняешь жизнь окружающих к лучшему: твоё собственное земное существование становится более полноценным и осмысленным и приобретает новые оттенки.