Наше знакомство с Валенсией началось с Города искусств и наук — уникального музейно-развлекательного комплекса в высушенном русле реки Турия, спроектированного архитекторами Сантьяго Калатравой и Феликсом Канделой.
Валенсия с незапамятных времён была центром притяжения ярких и талантливых учёных, и в такой благодатной среде прошли юность и становление выдающегося знатока кираатов и фикха Абу Мухаммада аш-Шатыби.
После арагонского завоевания папа Иннокентий IV своей буллой от 1246 года учредил в городе университет, который славился богатейшей библиотекой, разрушенной солдатами генерала Сюше во время наполеоновских войн.
Идея основания музея науки, принадлежавшая профессору Университета Валенсии Хосе Марии Лопесу Пиньеро, была поддержана тогдашним президентом женералитата Жоаном Лермой и выросла в амбициозный и дорогостоящий проект.
Проектирование музея было поручена уроженцу Валенсии, известному архитектору Сантьяго Калатраве, автору таких футуристических проектов, как галерея Аллена Ламберта в Торонто и Кувейтский павильон в Севилье.
Первым свои двери в апреле 1998 года открыл планетарий и кинотеатр Hemisferic, а через полтора года по соседству заработал и Музей науки принца Фелипе, в котором также проводятся выставки и научные конференции.
Здание планетария длиной сто метров символизирует глаз мудрости и оснащено системой IMAX Dome, позволяющей смотреть необычные документальные фильмы и совершить увлекательное путешествие в космос.
Музей науки внешне напоминает хребет огромного кита, отдыхающего посреди искусственного водоёма, и на ознакомление с его залами, расположившимися на четырёх этажах, нужно отвести по меньшей мере три часа.
Экспонаты музея разрешается потрогать и пощупать, а его маленькие посетители могут погулять в хромосомном лесу, присоединиться к космической экспедиции или поискать динозавров в песочнице.
Ещё больше детям нравится кататься на лодках и бегать внутри надувных шаров или по зелёным лужайкам вокруг музея, где местные жители занимаются спортом, читают книги и устраивают пикники.
Но самое притягательное местом в городке — совершенно потрясающий океанографический парк, крупнейший в своём роде в Европе, построенный по проекту Феликса Канделы и открытый в феврале 2003 года.
В октябре 2005 года состоялось открытие очередного монументального сооружения — Дворца искусств королевы Софии, предназначенного для масштабных оперных постановок и проведения концертов и конференций.
Сооружение в виде испанского боевого шлема высотой 75 метров является самым высоким оперным театром в мире, а его большой зал вмещает 1470 зрителей и располагает третьей по величине оркестровой ямой.
В декабре 2008 года было завершено строительство ещё одного детища Калатравы — белоснежного вантового моста Assut de l'or, башня которого высотой 125 м является самой высокой в Валенсии.
А спустя несколько месяцев состоялось открытие Агоры — крытого концертно-спортивного комплекса, в котором до 2015 года проходил открытый чемпионат Валенсии по теннису, а сейчас строится выставочный центр.
Над парковкой музея разбит средиземноморский парк Umbracle площадью больше 1,7 гектаров, где можно расслабиться среди пальм, апельсинов и цветов, характерных для Валенсийской страны и тропиков.
На террасе рядом с оранжереей экспонируются работы современных скульпторов, и нам выпала возможность полюбоваться инсталляцией «Мой тайный сад» бельгийского концептуалиста Арне Куинза.
Мировую известность Куинзу принесли дощатые инсталляции, которые он сооружал в Чикаго, Брюсселе и других городах, а в 2006 году его работа Uchronia была торжественно сожжена на фестивале в пустыне Мохаве.
Первая скульптура из «тайного сада» высотой почти четыре метра и весом больше 400 кг выполнена из алюминия и расписана акрилом специально для одноимённой выставки, которая состоялась весной 2018 года.
Спустя год вокруг музея были расставлены ещё пять ярких скульптур Куинза, которые на фоне архитектурного шедевра Калатравы помогают задуматься о связи современного искусства с окружающим миром.
Погрузившись в такие размышления, мы неожиданно обнаружили позади Агоры заброшенную каменную постройку, устоявшую перед силами природы и силой человеческого воображения. Как случилось, что она сохранилась среди этого футуристического пейзажа? Возможно, просто потому, что валенсийцы очень дорожат своим историческим наследием. А может быть, это невольное указание на то, что в современной архитектуре больше нет границ между объективным и субъективным и что в городе будущего возможно всё и вместе с тем ничто не реально.