Посетить Сарагосу и не пройтись по площади Пласа-дель-Пилар — всё равно что посетить Париж и не увидеть Эйфелеву башню. Это символ города и средоточие его главных достопримечательностей, имеющих значение как для добрых христиан, так и для правоверных мусульман. На ней стоят сразу два кафедральных собора, и оба католические, что само по себе есть явление исключительное.
Огромное пространство перед соборами было расчищено в 1939 году, после окончания Гражданской войны. На месте улиц и домов появилась площадь со сквером и стоянкой для автомобилей. В начале 80-х было начато строительство подземной парковки, и под площадью были обнаружены останки римских сооружений. А в 1991 году в западной части площади началось строительство фонтана Испанидад, посвящённого 500-летию открытия Америки.
Фонтан-водопад, перед которым установлен большой земной шар, призван вызывать у сарагосцев чувство гордости за открытие Америки. Рядом с ним неприлично даже вспоминать о том, что долгое время арагонские, каталонские и валенсийские купцы были отстранены от торговли с Новой Индией.
Западная часть площади упирается в барочную церковь Сан-Хуан-де-лос-Панетес, построенную на месте церкви госпитальеров. В первой половине XVI века старая церковь вместе с архивом ордена сгорела в страшном пожаре, а строительство новой продолжалось до 1725 года.
Восьмиугольная башня храма имеет небольшой уклон и выполнена в стиле арагонского мудехара с элементами ренессанса. Барочный фасад украшен порталом со статуей Иоанна Крестителя. Интерьер церкви был уничтожен в декабре 1935 года в результате пожара, устроенного анархистами.
Башня Зуда в прежние времена была частью зимней резиденции эмиров Сарагосы и арагонских королей. В 1180 году Альфонсо II подарил большую часть дворца госпитальерам. Обветшавшее и заброшенное здание было снесено в 1931 году, и напоминают о нём только башня и фрагмент городской стены.
В противоположной части площади находится Собор Спасителя — Ла Сео, построенный на месте Большой мечети. Храм начали переделывать в 1119 году, после того как мавры были выселены за городские стены. Новый собор в романском стиле был построен в 1166–1198 годах под патронажем епископа Педро Таррохи.
После учреждения в 1318 году архиепархии Сарагосы началась перестройка собора, который к середине века превратился в готический храм с тремя нефами. В 1360 году была построена капелла Сан-Мигель, фасад которой в стиле мудехар ломает стереотипы и поражает воображение.
К фасаду капеллы примыкают две апсиды, нижняя часть которых выполнена тёсаными плитами в романском стиле. В начале XV века апсиды были перестроены, украшены резьбой по камню, и в них были открыты готические окна. Третья апсида была снесена в XVIII веке при строительстве ризницы.
На протяжении веков собор неоднократно менял свой облик, приобретая черты разных эпох. В 1686 году была разобрана мудехарская колокольня, преобразованная из минарета мечети. Новая барочная башня высотой 90 метров была построена в 1703 году по проекту Джованни Баттисты Контини.
Неоклассический фасад со стороны площади Пилар был создан между 1763 и 1767 годами арагонским архитектором Хулианом Ярса, учеником Вентуры Родригеса. Фасад выполнен из камня, кирпича и гипса, но в ходе реставрации его оригинальный вид был скрыт под скучной белой штукатуркой.
Ла Сео оставался единственным собором Сарагосы до 1676 года, когда папа Климент X даровал такой же статус соседней церкви Нуэстра-Синьора-дель-Пилар. Тем самым была поставлена точка в старом соперничестве двух католических капитулов, имевших большое влияние в городе.
Согласно легенде, колонну из яшмы на месте базилики дель Пилар установила Дева Мария, явившаяся во плоти апостолу Иакову, когда тот проповедовал в городе. Подтверждений этой легенде нет никаких, но в мусульманской Сарагосе на этом месте стояла церковь, которая стала свидетелем исхода мавров.
После арагонского завоевания началось строительство романской церкви, которая к 1293 году была сильно повреждена. Новый готический храм с элементами мудехара был завершён в 1515 году. Грандиозный барочный собор, дошедший до наших дней, строился между 1681 и 1730 годами.
Однако работы над внешним видом и интерьером собора были продолжены. Фрески под его куполами писали Антонио Гонсалес Веласкес, Хосе Лусан, братья Байеу, Франсиско Гойя. Центральный купол был завершён лишь в 1872 году, а две башни со стороны реки — в 1961 году.
Во время Пиренейских войн базилика пострадала от бомбардировок французов, и на её стенах сохранились следы от разрывов снарядов. Собор чудом уцелел во время Гражданской войны, когда республиканцы сбросили на него несколько бомб, ни одна из которых не разорвалась.
Здание ратуши, занимающее почётное место рядом с базиликой, было построено между 1946 и 1965 годами. За кирпичным фасадом, имитирующем арагонский ренессанс, скрываются просторный патио и залы с чудесными потолками в стиле мудехар, заимствованные у построек XVI века.
Незадолго до открытия здания городской совет Сарагосы заказал Пабло Серрано две каменные скульптуры, изображающие ангела-хранителя и святого Георгия. Чуть позже вторую скульптуру было решено заменить образом святого Валерия, который почитается католиками как покровитель города.
Серрано сумел убедить власти в целесообразности литья бронзовых скульптур, которые были завершены летом и осенью 1965 года. Изваяния высотой больше четырёх метров получились экспрессивными и будто нарочито обнажают деформацию человеческой натуры, жаждущей новой реальности.
Рядом с ратушей находится бывшая биржа — Ла Лонха. Построенное между 1541 и 1551 годами, здание биржи стало самым ярким памятником ренессансной архитектуры в Арагоне. Несмотря на элементы мудехара, внешне оно сильно напоминает итальянские палаццо эпохи кватроченто.
Разделение фасада на ярусы условное, и просторный зал со звёздным сводчатым потолком гораздо выше, чем может показаться снаружи. Чердачные помещения раньше предназначались для хранения оружия. С начала прошлого века Ла Лонха стала местом проведения художественных выставок.
Площадь перед зданием биржи и Ла Сео в античные времена была частью форума, построенного предположительно в первой половине I века при императоре Тиберии. Музей форума предлагает посетителям спуститься под площадь и познакомиться с результатами раскопок, проведённых в 1988—1991 годах.
Теперь центральное место на площади занимает статуя Франсиско Гойи, возвышающаяся над фонтаном. В ансамбль, созданный архитектором Хосе Бельтраном Наварро и скульптором Федерико Маресом, также входят скульптуры двух мужчин и двух женщин, позирующих перед художником.
Первоначально вся композиция располагалась на траве и напоминала пикник на лугу у Сан-Исидро, который Гойя мастерски увековечил для испанского инфанта, будущего короля Карла IV. Но в начале 90-х деревья и кусты были заменены водной гладью, соединив обе части площади в цельный рисунок.
Детство и молодость Гойи тесно связаны с Сарагосой, где он впервые начал изучать живопись. Последующему признанию и славе живописец обязан Мадриду и королевскому двору, но в Сарагосе его помнят и почитают так же, как в Малаге помнят Пабло Пикассо, а в Севилье — Диего Веласкеса.
На главном постаменте высечены слова Гойи: «Фантазия, лишённая разума, порождает чудовища, но в сочетании с разумом становится матерью искусств». И тем не менее в творчестве художника было место «чёрной живописи», возможно, отражавшей его страшные кошмары и видения.
В десяти минутах ходьбы от площади расположился музей Франсиско Гойи, основаный в 1979 году собирателем живописи и художественным критиком Хосе Касоном Азнаром. Домом для коллекции, включающей 15 известных картин и множество гравюр Гойи, стал ренессансный особняк Иеронимо Косиды.
Пласа-дель-Пилар приспособлена для проведения массовых мероприятий, концертов и карнавалов. Времена, когда площадь перед собором принимала только церковные шествия, давно миновали. Как и времена, когда с последними лучами солнца бледные долины Сарагосы заливались голосами муэдзинов.
Но для мусульман Сарагоса всегда останется родной и до боли знакомой. Потому что наши праведные предки окропили эту землю своей кровью и освятили её нежной любовью. Потому что это родина литератора и знатока кираатов Абу ат-Тахира ас-Саракусти, хадисоведа Разина ибн Муавийи аль-Абдари, языковеда и автора макамов Ибн аль-Аштаркуни и других учёных и поэтов, без которых немыслима исламская цивилизация.