В историческом центре Бурсы, в окружении крытых базаров и невысоких домов, находится один из символов города — Улу-джами, или Большая мечеть. Построенная султаном Баязидом Йылдырымом в период блистательного расширения империи, она была свидетелем взлётов и падений османского дома, величия и упадка последователей Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха.

В конце XIV века османы сумели значительно укрепить свои позиции в Малой Азии и на Балканах. Султан Баязид унаследовал трон от своего отца, погибшего в битве на Косовом поле в июне 1389 года. Продолжив его наступательную политику, Баязид расширил территорию государства более чем в два раза и дошёл до Дуная, и в 1396 году близ города Никополь нанёс сокрушительное поражение объединённой армии европейских государств. Он был близок к завоеванию Константинополя, когда в Малую Азию вторглись войска Тамерлана, объявившего себя сюзереном всех тюркских бейликов Анатолии.

IMG 7589

25 июля 1402 года под Анкарой Баязид потерпел сокрушительное поражение от превосходящих войск Тамерлана. Султан был схвачен и доставлен к Великому Амиру, а спустя несколько месяцев умер в плену. Тамерлан пощадил сыновей Баязида, которые признали себя его вассалами. Но единство государства было подорвано, а часть земель, ранее захваченных османами, была возвращена прежним владельцам — правителям бейликов Айдыногуллары, Караманогуллары, Хамидогуллары и др.

IMG 4460

После поражения под Анкарой старший сын Баязида — Сулейман Челеби — вернулся в Бурсу и прибрал к своим рукам казну, а потом направился в Эдирне, где провозгласил себя султаном. Мехмед Челеби начал править в Амасье, а братья Муса и Иса вступили в борьбу за Бурсу, которая в итоге досталась последнему. Междуцарствие продлилось до 1413 года и завершилось объединением всех областей под властью Мехмеда Челеби.

IMG 0182

Несмотря на печальный конец, Баязид Йылдырым вошёл в историю как талантливый военачальник и справедливый правитель. Будучи сторонником централизованной системы управления, он заложил основы единого исламского государства, управляемого султаном и его наместниками. После завоевания Константинополя этот принцип успешно воплотил в жизнь Мехмед II, разделивший государство на эялеты.

IMG 0266

При Баязиде в Бурсе, Эдирне, Кютахье, Бергаме, Мудурну и других городах строились дороги, мосты, мечети, медресе, караван-сараи, больницы. По его требованию император Мануил Палеолог разрешил основать в Константинополе первый турецкий квартал и построить в нём мечеть. Крепость Анадолухисар на берегу Босфора тоже была возведена по его приказу во время приготовлений к осаде города в 1395 году. Но самым ярким памятником его эпохи считается Улу-джами в Бурсе.

IMG 0226

Рассказывают, что накануне битвы при Никополе, где примерно 100-тысячной армии Баязида противостояло 80-тысячное войско союзников, султан дал обет в случае успеха построить двадцать мечетей. Одержав победу и собрав богатые трофеи, султан решил исполнить свой обет. Но его зять, бухарский дервиш Шамсуддин Мухаммед, получивший прозвище Эмир Султан, убедил его построить вместо двадцати небольших одну соборную мечеть с двадцатью куполами, чтобы жители города могли вместе совершать пятничные молитвы.

IMG 0178

Желая построить мечеть, не имеющую себе равных, Баязид придавал большое значение не только архитектурной, но и духовной стороне своего проекта. Легенда гласит, что среди мастеров были такие, что не приступали к работе без ритуального омовения, и, когда падишаху стало известно об этом, он велел приостановить работы и построить поблизости баню. На месте этой бани, известной как Шюнгюль хамамы, сегодня находится рынок Гюмюшчюлер.

IMG 0243

Строительные работы были завершены в 802/1399 году, но точная дата их начала и имя архитектора неизвестны. Есть мнение, что мечеть была построена по проекту византийского зодчего. Другие источники называют архитектором мечети Хаджи Иваз-пашу, построившего Зелёную мечеть в Бурсе, или Али Наджжара, который прославился тем, что восстановил пострадавшую от землетрясения северную часть Айя-Софии.

IMG 0249

В своём первозданном виде мечеть просуществовала недолго. Вскоре после Ангорской битвы войска Тамерлана захватили и разграбили Бурсу. Здание мечети было превращено в стойло, а перед тем, как покинуть город, бесчинствовавшие тюрки предали его огню. Как пишет историк Кязым Байкал, под штукатуркой куполов, обрушившихся в 1855 году, был обнаружен слой сажи. Впрочем, сожжение мечети приписывается и Мехмед-бею Караманоглу.

IMG 0308

Караманиды осадили Бурсу в 816/1413 году, когда Мехмед Челеби был занят войной со своим братом Мусой в Румелии. Отмщая Баязиду за убийство своего отца, Мехмед-бей Караманоглу осквернил его тюрбе, сжёг мечеть Орхана-гази, но не довольствовавлся этим. По его приказу вокруг стен Улу-джами были разложены дрова, и мечеть снова была охвачена огнём, но выстояла и не разрушилась. А Мехмед-бей вскоре был вынужден вернуть османам все захваченные у них земли.

IMG 0309

По приказу Мехмеда Челеби мечети Улу-джами и Орхана-гази были восстановлены. Фасад Улу-джами был покрыт толстым слоем штукатурки, который долгое время оставался нетронутым. Лишь после того, как в 1958 году расположенный рядом крытый рынок почти полностью сгорел в огне, реставраторы решились удалить штукатурку со стен мечети, вернув им прежний вид. И на них до сих пор можно увидеть следы первого пожара.

IMG 0297

Огромный молитвенный зал площадью примерно 3165 кв. метров вмещает около восьми тысяч человек. Стены мечети имеют толщину от 2,2 до 3,1 м. При строительстве были использованы тёсаные камни разных цветов и тонов, от жемчужного до светло-коричневого. Во время восстановительных работ в середине прошлого века обгоревшие камни были заменены, но реставраторы почти полностью сохранили внешний облик мечети.

IMG 9279

Изменения коснулись небольшой двери в восточной стене, которая вела в султанский махфиль и была преобразована в окно. Также были замурованы окна нижнего ряда в южной стене, выходящие на широкий проспект. Из трёх других входов больше всего пострадал северный, который был облицован мрамором и украшен великолепной росписью. Никто из художников не решился повторить этот орнамент, и поэтому реставраторы ограничились восстановлением мраморного портала.

IMG 9040

Внутреннее пространство мечети накрыто двадцатью куполами, которые опираются на двенадцать пилонов внутри зала и восемнадцать массивных опор, встроенных в стены. Восьмигранные в сечении барабаны куполов имеют одинаковый диаметр (11 метров), но разную высоту, хотя эта разница почти незаметна изнутри. Центральные купола, расположенные между михрабом и северным входом, лишь немного выше, чем остальные.

IMG 0256

28 февраля 1855 году мощное землетрясение в Кирмасти привело к обрушению восемнадцати куполов мечети. Последствия подземных толчков были ужасными: в Бурсе погибли 300 человек, были разрушены дома, обрушились минареты многих мечетей, в том числе Зелёной мечети. На восстановление Улу-джами, которое продолжалось несколько лет, было потрачено свыше 900 тысяч курушей, и двери мечети снова были открыты в 1862 году.

IMG 4465

Один из двух уцелевших куполов находится прямо над минбаром, а другой примыкает к западному минарету. Они отличаются от остальных своими пандативами, на которых сохранились небольшие углубления. Над минбаром, например, хорошо заметно углубление в форме колпака семазенов. Оригинальными являются и пандативы купола с застеклённым окулюсом над шадырваном, что находится внутри мечети.

IMG 0205

Минбар, считающийся шедевром эпохи перехода от сельджукского стиля к османскому, выполнен техникой кундекари. Он собран из 6666 кусков орехового дерева, которые подогнаны так, что для их скрепления не были использованы ни гвозди, ни клеящие вещества. На восточной стенке михраба, украшенной восхитительной резьбой, бросается в глаза рельефное изображение планет солнечной системы, а на западной — изображение галактики.

IMG 0202

Надпись над дверцами минбара гласит, что он изготовлен по приказу султана Баязида, сына Мурад-хана, в 802/1399 году. На западной стенке почерком сульс вырезано имя мастера — Мухаммад ибн Абдул-Азиз ибн ад-Дукки. Сведения о нём не сохранились в османских архивах, и есть предположения, что он был родом из Антепа или из деревни Девак близ Тебриза. Согласно некоторым источникам, он же изготовил в 1376 году минбар для Улу-джами в Манисе.

IMG 0196

Ниша михраба имеет прямоугольное сечение в нижней части, а в верхней завершается расположенными в восемь рядов мукарнами. Великолепный орнамент выполнен в 979/1572 году каллиграфом по имени Мухаммад, а работы стоимостью 3000 акче были оплачены благотворителем по имени Зейни Челеби. На стене михраба фреска работы известного художника Ферика Тевфик-паши, который в 1862 году был сослан из Константинополя в Бурсу.

IMG 0235

Стены и столбы мечети украшают 192 надписи, содержащие аяты Корана, хадисы, бейты и обращения к Аллаху. Сведения о том, как выглядел интерьер мечети в первые два столетия, не сохранились, но примечателен тот факт, что подобные каллиграфические надписи на стенах можно увидеть и в Старой мечети в Эдирне (1403—1414). Во времена Эвлии Челеби, который посетил Бурсу в 1640 году, нижняя часть пилонов уже была изящно расписана.

IMG 0271

После землетрясения 1855 года в восстановлении интерьера мечети участвовали такие известные каллиграфы, как Казаскер Мустафа Иззет-эфенди (ум. 1876), Мехмед Шефик-бей (ум. 1880), Абдул-Фаттах-эфенди (ум. 1896). Их работы можно увидеть на стенах и колоннах, а также висящими в рамках. Одна из картин написана и подписана лично султаном Махмудом II. На ней почерком сульс джали записан фрагмент аята: «…и судить по справедливости, когда вы судите людей».

IMG 0217

На пилонах посреди молитвенного зала можно увидеть и изображения колонн с коринфскими капителями, листьев аканта и занавесей, создающих ощущение присутствия в пышном барочном зале. Такое оформление может показаться не совсем приемлемым для мечети, но это объясняется возросшим в период Танзимата влиянием европейской культуры и тем, что в восстановлении мечети принимали участие греческие и армянские мастера.

IMG 0268

В юго-восточном углу мечети находится султанский махфиль, огороженный деревянной решёткой с великолепным орнаментом. Он был изготовлен в 1862 году для султана Абдул-Азиза. Помещение под махфилем ещё раньше использовалось как библиотека. Она была основана в 1786 году Мунзеви Абдуллой-эфенди, который подарил мечети своё собрание рукописей и книги, приобретённые им у Хаджи Османа-эфенди из Енишехира.

IMG 0172

Западный минарет был построен одновременно со зданием мечети, к которой он вплотную прилегает. Башня выложена из кирпича и имеет высокое мраморное основание, а подняться на неё можно по двум винтовым лестницам, одна из которых выходит во двор, а другая — внутрь мечети. Восточный минарет, стоящий на небольшом постаменте, был завершён при Мехмеде Челеби или даже в 1513 году при султане Селиме I.

IMG 0174

Балконы обоих минаретов поддерживаются шестью рядами сталактитов, над которыми проходит незамысловатый поребрик. В 1889 году от сильного пожара пострадали деревянные навершия минаретов, покрытые свинцовыми пластинами, и после реставрации они приобрели теперешний вид. Он не типичен для османской архитектуры, но определённо делает силуэт Бурсы неповторимым и хорошо узнаваемым.

IMG 0332

Во дворе мечети установлено два шадырвана, в которые поступает вода из источника Пынарбаши. До пожара 1958 года на их месте стояли два шадырвана с куполами, накрытыми свинцовыми пластинами. Между ними находился небольшой мраморный фонтан, установленный в 1313/1895 году вали Бурсы Ахмедом Мунир-пашой. Фонтан тоже пострадал от огня, но наследники Мунир-паши восстановили его и вернули на прежнее место.

IMG 0317

В последние десятилетия турецкие власти проявляют исключительную заботу об исторических памятниках, и Улу-джами занимает особое место в этом списке. Последние реставрационные работы внутри мечети продолжались около трёх лет и были завершены только в 2009 году. И хотя само здание не является уникальным в архитектурном плане, эта мечеть представляет огромную духовную значимость для мусульман всего мира. Впрочем, как и сама Бурса, откуда свет ислама распространился на многие европейские страны.