Большинство людей, как те генералы, всегда готовы к прошедшей войне. То есть готовы понимать настоящее и будущее только на основании своего прошлого опыта. Например, сейчас принято оперировать категориями капитализма. Прибыль, убытки, деньги, акции… На этих понятиях строятся планы и лелеются надежды. Но это ошибка, это запланированное поражение, потому что эпоха золотого тельца завершает течение своё. И это не показатель роста и прогресса, нет. Это показатель деградации человечества. Ведь что есть капитализм? Уравниловка. Именно капитализм уравнял людей, только не в социалистическом, а в том, истинном смысле.

Есть знаменитый афоризм: «Бог создал людей разными, но полковник Кольт уравнял всех». Значит ли это, что с массовым внедрением личного огнестрельного оружия люди стали одинаковыми? Нет, конечно. Просто у человека с револьвером в руках появился шанс реально противостоять более сильному противнику. Вот что такое уравниловка по-капиталистически. Это шанс каждому. Или иллюзия шанса.

Дело в том, что суть капитализма — конкуренция. А она возможна только тогда, когда есть механизмы конкуренции, доступные всем. До капитализма такого не было. Была только сказка про Золушку, которую, кстати, сочинили в момент зарождения капитализма. Именно сказки формируют коллективное бессознательное. Когда люди задумываются о чём-то, они ведь думают на базе каких-то установленных штампов, стереотипов и норм, которые уже заложены в голове. А откуда они взялись? Из того, что рассказывала бабушка возле кровати, из школы, института. Но это отдельный разговор.

Так вот, изначально капитализм декларирует равенство возможностей. То есть это эпоха комфорта, которая отличается не просто наличием ватерклозетов в домах, а тем, что они доступны массам. Помните, как в фильме «Бойцовский клуб» Тайлер Дёрден открывает чемодан, показывает содержимое и говорит: «Мыло. Критерий цивилизованности».

В начале ХХ века обычные средства гигиены были практически недоступны широким массам. Бернард Шоу в своем «Пигмалионе» описывает, как отреагировала цветочница Элиза Дулитл на ванную комнату в квартире профессора Хиггинса: «Я тебе скажу, здесь невелика штука ходить мытым. Воды в кране сколько хочешь. Тут тебе и горячая, тут тебе и холодная. … Потом щетки такие есть, чтоб тереться; а мыла полна чашка, и пахнет как первоцвет. Теперь-то я знаю, почему все леди такие чистенькие. Им мыться — одно удовольствие! Посмотрели б они, как это у нас делается!»

Собственно говоря, эпоха комфорта, как мы сейчас привыкли её ощущать, длится неполные сто лет, и это ненормальное состояние для человечества. Потому что мир, по сути своей, разделён. Общество всегда было разделено на две части: 1-3% населения владели 99% богатств, а все остальные были на уровне нынешних бомжей, без прав, без собственности, без каких-либо возможностей.

И снова предоставим слово классикам. Небезызвестный д’Артаньян из «Трех мушкетеров» был дворянином, принадлежавшим к сливкам общества, и мог зайти напрямую к командиру королевской охраны де Тревилю. Казалось бы, высочайший уровень. Но в то же время он был, по сути, бедняком и постоянно нуждался в деньгах.

Тут необходимо понимать, что в докапиталистические времена принадлежность к элите определялась не материальным благополучием, не наличием ватерклозета в доме, а родовитостью. Богатство было бонусом, причём необязательным. Да что д’Артаньян, даже граф де ла Фер был бедняком. Конечно, когда человек доходил до определённого уровня, то богатство становилось само собой разумеющимся. Например, герцог Бэкингем — вот он уж точно не считал денег, куда хотел, туда и тратил. Есть знаменитая история о том, как он шёл и срывал с себя перчатки и жемчуга летели во все стороны. Для него эти богатства ничего не значили. Главным было другое. И галантерейщик Бонасье тоже был человеком богатым, у него было много денег, красавица жена, огромный дом, поставленное дело, но по сравнению с голодранцем д’Артаньяном он был никто. Потому что не было капитализма, не было равенства возможностей. Исходные данные у всех были разными. Вот суть некомфортного существования.

Но когда случилась Великая французская революция и господин Бонасье загнал д’Артаньяна на гильотину, вот тогда всё изменилось. Положение людей в обществе стало определяться степенью их богатства, и каждый аферист и галантерейщик получил возможность войти в высшее общество. Не благодаря праву рождения или каким-то уникальным способностям, нет. Основополагающим критерием стало богатство. Мир вывернулся наизнанку, и поклонники золотого тельца — буржуа — вышли на первый план.

Но те, кто думают, что это навсегда, ошибаются. На самом деле они не сами вышли – их вытащили и поставили, «дали порулить». Истинные же управленцы ушли в тень. В этот конкретный исторический момент «простые люди» получили шанс пожить. Но всё заканчивается, и время капитализма подходит к концу.

Грядёт новый социализм. И это не будет социализм «с человеческим лицом», как те короткие брежневские годы. Нет, это будут трудовые армии, которые пропагандировал и продвигал Лев Троцкий, а реализовал товарищ Сталин в своих опытных лабораториях, объединённых под единым руководством. И называлось это всё ГУЛАГ.

Собственность, которая была божком, золотым тельцом капитализма, уже лишилась святости, и сегодня людей попросту лишают права на собственность. Помните, какие раньше были свидетельства на недвижимость или, скажем, на землю? А какие они сейчас? Роскошная номерная бумага с водяными знаками и печатями заменена на простую распечатку, даже без подписи, на файл где-то в сети. Если раньше можно было прийти с бумажкой и что-то доказывать в суде, то сейчас лёгким движением руки, парой ударов по клавиатуре, человека можно оставить без ничего.

А какие были раньше деньги, какие «прессы» носили по карманам. Я уж не говорю про золотые монеты. А сейчас что? Пластиковая карточка, виртуальные нолики неизвестно где, которые могут обнулиться в мгновение ока, и тот, кто сегодня богат или думает, что он богат, завтра может проснуться без гроша в кармане. Такое уже случается, и это нормально, потому что уходит эпоха, меняется строй.

Грядёт новый социализм, причём со всеми атрибутами того самого “ангсоца“ из классического романа Джорджа Оруэлла, когда идет не только имущественное обнуление, но и духовное. Когда основная масса населения становится просто массой. Вот к этому и идём.

Но как будет осуществляться эта перестройка? Механизмы достаточно простые: уничтожение частного собственника, мелкого производителя, того самого «кулака»; войны и доминирование корпораций со своей альтернативной моралью и культурой. Вот триада, которая перенесет мир из капитализма в новый социализм, и альтернативы не будет.

При СССР до нас кое-как доносился «Голос Америки», с помехами и шумом, из-за «бугра», и мы могли мечтать о том, что где-то хорошо. Понятно, что мы не знали, как там на самом деле, но строили иллюзии. И это была альтернатива. Но сейчас её не будет. Потому что везде будет одно и то же.

Либо сотрудники корпораций, добровольные рабы, чья жизнь регламентирована от начала до конца, либо остальное общество, аморфная, безликая масса, которая живёт на подачки от государства или корпораций. Им будут бросать ровно столько, чтобы не бунтовали, чтобы не умерли с голоду и держались вот за тот маленький кусочек фиктивной собственности. Помните, как квартира при Советском Союзе: дали вроде как бесплатно, но в любой момент могли отобрать. И человек держался за неё: в нашем промозглом климате без квартирки тяжело.

То же самое будет завтра. Снова появятся социальные пакеты, как в США в период депрессии 30-х годов, когда людей погнали на строительство дорог за похлёбку. И построили дороги по всей Америке, и люди были рады, потому что иначе бы они померли с голоду. Чем отличалась эта американская дорожная индустрия от сталинского ГУЛАГа? Собственно говоря, ничем. Абсолютно одно и то же, просто названия разные. Технологии обкатаны и отлажены, и сейчас их начнут внедрять по новой.

К чему я всё это говорю? К тому, что, когда мы думаем о будущем, например, России, мы не должны ориентироваться на возрождение Советского Союза или Российской империи. Нет, всё будет по-другому. Будут корпоративные территории, поделенные между «новыми дворянами» — боссами корпораций — и остатками централизованной власти. Мы идём к завершению демократии, конституционности, права так такового и, конечно же, «священной частной собственности». Впереди трудовые армии, надсмотрщики, соцпакеты и ангсоц.

Полный Оруэлл. Но значит ли это, что человечество обречено?

КУКЛОВОДЫ СТРОЯТ ПЛАНЫ, НО ВЕДЬ ЕСТЬ ЕЩЁ И БОЖЬЯ ВОЛЯ.