Несмотря на все старания американских и израильских лоббистов сгладить впечатление от жутких последствий противостояния в Иерусалиме, информация с места событий доходит до людей. Десятки убитых, огромное количество раненых, чудовищное напряжение по всей Палестине, жесткая реакция Турции, что отозвала своих послов из Израиля и США, резкое заявление Китая, вот результат волюнтаристских действий Трампа и его верного союзника Нетаньяху.

Символизм событий налицо, тем более что Иерусалим — это символ, значимость которого трудно переоценить. И почему им стремятся овладеть израильские деятели, в принципе понятно. Израиль как светское государство европейского типа, что изначально было целью сионистов, не состоялся и его существование в нынешней парадигме напрямую зависит от накаленности религиозного противостояния на Святой Земле. Только эта накаленность позволяет Израилю консолидировать в свою поддержку самые разные силы и течения в Проекте Западном. Без этой поддержки ему не выжить. Почему так произошло, тема для отдельного разговора, сейчас же меня больше интересуют мотивы, что двигают Трампом.

В самом деле, зачем это всё американцам? Да еще на фоне резкого обострения отношений с Ираном, инспирированного, опять же, США. Почему политика Трампа столь противоречива, ведь одной рукой он склоняет к миру Северную Корею, а другой щедро льет бензин в тлеющий костер ближневосточных проблем.

Объяснение здесь может быть только одно – Трампу нужна война, чтобы через нее решить какие-то свои проблемы. Небольшая, победоносная и обязательно чужими руками. Война, что принесет США победу, в первую очередь, на символическом поле. Иерусалим здесь подходит как нельзя лучше.

В войне символов, шире, в войне смыслов, архиважно чтобы символ, которым вы оперируете, был вашим. Он должен отражать события вашей жизни, расшифровываться вашим культурным кодом, складываясь из атрибутов вашей, а не чужой реальности. Потому Трампу чужд символизм «Корейской войны», что несет в себе смысл поражения Америки. Символ же «освобождения Иерусалима» ассоциируется исключительно с победой Запада. Крестоносцы, христианские ценности и еще целый букет штампов и стереотипов.

Люди, в большинстве своём, мыслят штампами, потому как не могут мыслить абстрактно. Им нужен готовый образ, заранее проговоренный или обозначенный какими-либо другими методами. Потому идеология требует слов и образов, требует символов, что несут понятные всем смыслы. Вот такой символ Трамп и собирается предложить американскому народу, а за ним и всему миру.

Но тут снова возникает вопрос: зачем это ему? Что президент США собирается скрыть за «взятием Иерусалима», какую проблему решить?

Дело в том, что Трамп (а значит и США в целом) неуклонно сдает позиции на фронтах войны смыслов. Могущественные европейские и внутриамериканские группировки медленно, но верно, теснят его на символическом поле. Кредит доверия, что дали Трампу избиратели, уходит, как вода сквозь песок. И дело здесь не столько в криминальном складе ума одних, сколько в более высоком уровне культуры других, противостоящих им сил.

Ведь тот, кто «культурнее», тот и воюет лучше. Культурное доминирование позволяет ему гораздо лучше понимать реальность, так как это он сам её и строит. Именно в этом и состоит важность «своей» культуры.

Любая культура нуждается в собственном «мифе» и, хочет она того или нет, но при «выстраивании» мифа она просто-напросто вынуждена использовать чужие образы. Есть очень большой соблазн воспользоваться чужой символикой и иногда этот соблазн непреодолим в силу бедности собственной культуры, когда люди вынуждены встраивать в свою реальность куски реальности «чужой». Выходов из этой ситуации два: либо «гетто», либо культурная экспансия в попытке подавить даже и ту культуру, которая была использована как основа для строительства своей.

Результат такой экспансионистской культурной политики мы видим на примере США. При этом надо понимать, что в широком смысле культура США, вернее, всего Западного Проекта (её можно назвать постхристианской), это культура, основанная на идее мессианства, «прогрессорства», если использовать определения братьев Стругацких. И вот в таком прогрессорском смысле огромную значимость приобретает возможность передачи информации. Поэтому то государство, которое располагает большими возможностями по распространению своих культурных паттернов, своей «матрицы», в парадигме Западного Проекта оказывается в заведомо выигрышной ситуации.

Поняв это, мы придем к полному пониманию смысла чеканной ленинской формулировки: «Важнейшим из искусств для нас является кино». С учетом нынешнего состояния дел в области технического прогресса, сюда можно смело добавить телевидение, интернет и индустрию компьютерных игр. И безусловный законодатель мод в этой области — США. Именно культурное доминирование, обеспеченное глобальным культурным «присутствием» — а не только и не столько экономическая, военная и дипломатическая мощь — делает США самым могущественным государством в мире. Потому что, если эталон метра, как меры длины, находится в Париже, то эталоны всего, что только связано с поточным производством «грёз» изготавливаются в Голливуде.

Я писал уже об этой «фабрике кошмаров». Голливуд не просто кино или, вернее, не только кино. Голливуд — это идеология. Посредством экранных образов можно формировать моду, манеру держаться и двигаться, язык, дизайн, метод мышления, вообще всё, что мы понимаем под «образом жизни». То есть, создавая псевдореальность, можно оказывать влияние на реальность настоящую.

Голливуд, как понимает это явление человечество, появился в пятидесятых годах прошлого века. Широкий экран, цвет, звук, гигантские кинотеатры, престижные кинофестивали, статусные киножурналы и кинозвёзды. Оскар. Академия. Гильдия актёров. Неслыханные гонорары и невиданная до того слава.

В 50-е произошла невероятная метаморфоза. Две подряд мировые войны разрушили стереотип, связывающий воедино старость и мудрость. Молодежь перестала хотеть быть похожей на стариков, что ввергли мир в пучину бедствий и страданий. Люди мира захотели света и новизны, и это желание было воспринято, осмыслено, а потом растиражировано по миру в образах, созданных Голливудом. Образы эти оказались неотразимыми.

Пятидесятые — это веселье, молодость. После мрака сороковых мир будто родился заново, что особенно сильно проявилось в странах-победителях. В США чуть раньше, в СССР несколькими годами позже случился стремительный взлёт всего и вся. Рекорды скоростей, реактивная авиация, сверхзвук, атом, космос, ракетная гонка. Прорыв, ощущение выхода за границы бытия.

Именно тогда в США родилась новая культура, которая и определила превосходство «американского образа жизни» на все последующие годы. А культура, это не то, что нравится какому-то конкретному человеку, культура — это всё, что производит и представляет собой общество. Вообще всё. Завод — культура, поведение за рулём — культура, чистота подъездов вашего дома — культура, поэзия, музыка, очередь за колбасой — это тоже культура. И какими бы пошлыми ни казались вам те или иные предметы вашего быта, вы не можете выдернуть их из культурного пространства. Вот это пространство и принесли миру американцы после войны.

Но на этом история не закончилась. Проигравшие американцам Вторую мировую войну европейцы, в первую очередь — англичане, задумались о реванше. Поскольку добиться его в военном или экономическом плане было делом абсолютно неосуществимым, было решено ударить там, где у европейцев были шансы на успех. Атака была направлена на американское общество с целью изменить его культурный код. Речь идёт о «культурной революции» шестидесятых, которая на деле была контрреволюцией. Бороться с культурой можно только другой культурой.

В начале шестидесятых США проиграли европейцам культурную войну. Результатом этого стало моральное и политическое поражение во Вьетнаме, движение хиппи, сексуальная революция, разрушение большей части традиционных моральных устоев, характерных для американского общества, появление поколения людей, не умеющих нормально общаться в реальной жизни и много чего ещё. Процесс этот был блестяще показан в гениальном романе Кена Кизи «Над кукушкиным гнездом» (не менее гениальный фильм Милоша Формана по этому произведению не дает, с моей точки зрения, полной картины произошедшего, но свое дело тоже сделал).

Это сокрушительное поражение не отбросило американцев на обочину истории, но навсегда остановило их победное шествие к сверкающим высотам. Мир застыл на этой ступени, отчаянно балансируя на грани войны, и задачей всех игроков с тех самых пор было сохранение установившегося статус-кво.

Шестидесятые до сих пор живы в памяти американского истеблишмента, и консерваторы прикладывают громадные усилия, чтобы не допустить их повторения. Второго такого поражения США не переживут. Именно поэтому на американском политическом Олимпе появился Трамп с его эпатажем, постами в твиттере и опытом скандального пиара. Но вся его борьба с "fake news", вся его активность в интернете не принесли желанной победы. Откатившиеся было назад проевропейские силы перегруппировались и перешли в контрнаступление, методично отвоевывая плацдарм за плацдармом.

Вот почему Трампу нужна победа в войне. Победа символическая, победа пропагандистская. Корея для этого никак не подходит. Мир помнит Корейскую и Вьетнамские войны, когда военная машина Соединенных Штатов, одержав победу на поле боя, с треском проиграла войну символическую, и даже самое маленькое поражение США в Индокитае будет воспринято как проявление окончательного и бесповоротного краха. То есть никаких «маленьких и победоносных» войн в Корее. Возможна только глобальная интервенция, вплоть до применения ядерного оружия, что повлечет за собой втягивание в войну Китая, а Трамп к такому повороту событий явно не готов.

Совсем другое дело — Ближний Восток. Иерусалим. Святая Земля. И израильские консерваторы, пытаясь решить свои давно назревшие проблемы, протянули ему руку помощи, найдя единство в магической составляющей культуры. Здесь надо учитывать, что human sacrifice, человеческие жертвоприношения, есть неотъемлемый элемент магической культуры, которая играет всё большую роль в принятии решений на самом высоком уровне как в Западном, так и Яхудийском Проектах. Случайным ли было демонстративное уничтожение израильскими военными российского зенитного комплекса «Панцирь-С1» в Сирии сразу после посещения Нетаньяху парада Победы в Москве? Поэтому происходящее сейчас в Иерусалиме можно смело назвать ритуальным жертвоприношением. И это уже последняя ступень.

Таким образом, сейчас Иерусалим — это не просто место столкновения израильтян и палестинцев. Это не просто место, где происходили важнейшие исторические события. Это не просто место притязаний адептов трех мировых религий. В Иерусалиме начался процесс завершения трансформации Проектов. Там найдет своё завершение гегемония США в мире и Израиля в Палестине. На наших глазах творится история.

В ИЕРУСАЛИМЕ, ГОРОДЕ ПОБЕДЫ.