Сегодня хотелось бы поговорить о виртуальном мире. Понять, откуда растут ноги. Ведь он окружает нас со всех сторон, и порой неясно, в каком, собственно, мире мы находимся, в реальном, или смоделированном. Это не фантастика, не сомнительные перспективы отдалённого будущего. Это здесь и сейчас.

1 июня 2017 года на конференции Code Conference Илон Маск заявил: «Приходится надеяться, что мы все живём в симуляторе, потому что иначе...» — фразу он не завершил, и журналист издания The Verge попробовал её закончить: «Они смогут его перезагрузить?» На что миллиардер ответил: «Или мы создадим неотличимые от реальности симуляторы, или цивилизация прекратит своё существование». То есть, по сути, Маск утверждает, что Матрица™ обязательно должна быть реализована в ближайшее время, если это уже не сделано.

Экстравагантный предприниматель не одинок в своих предположениях. Шведский философ Ник Бостром говорит: «Важно понимать, что то, что мы находимся в симуляции, несет не метафорический, а буквальный смысл, что мы сами и весь этот мир вокруг нас, который мы видим, слышим и чувствуем, существует внутри компьютера, построенного некоей развитой цивилизацией». К подобным утверждениям в мире относятся со всей серьёзностью.

Так, по сведениям The Business Insider, в своей записке для клиентов Bank of America Merrill Lynch оценил в 20-50% вероятность того, что человечество на самом деле существует в матрице, то есть является объектом компьютерного моделирования. Что самое смешное, издание считает неясными последствия этого заключения для инвестиционной политики.

Одним словом, идея «Матрицы» уже нашла своих сторонников в реальном мире. Я не думаю, что матрица в том виде, в каком она была показана братьями Вачовски, действительно существует, однако виртуальная реальность, цифровой мир есть, и от этого никуда не деться.

Так откуда же всё пошло? Откуда взялся виртуальный мир как образ жизни?

Для того чтобы понять это, надо определить параметры этого самого мира и выделить из них ключевой. С моей точки зрения, это фрагментарность мышления и, следовательно, самой жизни. Говоря другими словами, это отсутствие целостного видения мира и понимания, откуда ты идёшь и к чему должен прийти.

Исчезло понятие долженствования. Человек живёт ради жизни, ради того, чтобы прожить вот эту самую секунду и поймать тот кусок информации, который ему в этот момент предлагается. Идут постоянные фрагменты, и связующим элементом между ними выступает только сам воспринимающий. Это то, о чём говорил Воннегут: человек привязан к креслу в вагоне и смотрит в окно, за которым мелькают какие-то виды, но он не знает, откуда и куда едет.


Вот это, собственно говоря, и есть виртуальная реальность. Но не Воннегут её придумал, хотя и описал в максимально понятном для человека западной цивилизации виде. Начало же было положено на Дальнем Востоке с разработкой и внедрением иероглифического письма. Ведь что такое иероглиф? Это та самая картинка, бит информации, который не нуждается в предыдущем и последующем, который часто не нуждается даже в языке.


В Китае очень своеобразный говор, так называемый «китайский язык». Это мы думаем, что китайский язык существует, а на самом деле там очень много диалектов. В принципе, это вещь не редкая, когда, скажем, татарин может не понять азербайджанца, хотя оба говорят на диалектах когда-то единого тюркского языка. Но всё-таки это представители двух разных народов. В Китае же бывает, что жители деревень, расположенных всего в нескольких километрах, не понимают друг друга. Потому что там очень своеобразный язык, в котором многое зависит от интонаций. То есть любой язык, к которому мы привыкли, состоит из слов, что значения которых не меняются в зависимости от интонации, тембра голоса и других аудиоэффектов. А в Китае, в этих китайских языках, интонация может полностью изменить смысловое содержание.

Так вот, именно там был проведён масштабный эксперимент по приведению человека от понимания слов и смыслов к восприятию образов. Иероглиф — это образ, и он несёт совершенно другой функционал, нежели слово, написанное буквами. По сути, когда человек читает текст, написанный иероглифами, он словно смотрит телевизор. Один за другим идут кадры, и человек воспринимает их как вспышки информации, которые потом у него в голове складываются в некий образ. Получается, иероглифическое письмо — это предтеча телевидения, интернета и видеоблогов. Предтеча современного фрагментарного мышления. Его придумали, когда не было других технических возможностей, но уже появились первые идеи.

Затем придумали волшебный фонарь, в котором картинки прокручиваются одна за другой перед источником света, и это уже практически кинематограф. В Китае запустили в обиход театр теней, в котором ликвидировали объём и цвет и всё многообразие мира перевели в плоскость, в чёрно-белое двумерное изображение. То есть взяли человека и сплющили его разум, его чувства, эмоции, восприятие. Сведя всё к дуализму, к соотношениям единички и нуля, заданным еще Пифагором.

Так людей подводили к фрагментарности мышления, к упрощению восприятия и переходу в нереальный мир. Потому что реальный мир, он объёмный и многоцветный, и описать его, а тем более понять очень сложно. Здесь же раз, и упростили всё, и людей убедили в том, что прыгающие картинки живые, а иероглифы отражают реальную жизнь. Понятно, что это не сразу получилось. Человека трудно взять и какими-то там плоскими картинками убедить в том, что надо оторваться от красоты, которая нас окружает, и обратиться к искусственным конструкциям.

Но люди работали и постепенно дошли до единичек и ноликов языков программирования. Да, были промежуточные этапы. Одним из них было внедрение азбуки Морзе. Исключительно удачный эксперимент по сведению всего богатства человеческой речи к сочетанию двух знаков: точка-тире. А после того, как азбука Морзе успешно заработала и доказала свою жизнеспособность, она была трансформирована в цифровые коды, в эти самые единички и нолики.

Причём я не говорю, что это плохо, что нельзя использовать азбуку Морзе или цифровые технологии. Наоборот, можно и нужно, но когда и где? Когда, например, нужна азбука Морзе? Идут корабли по морю-океану, и нужно им связаться, а в рупор не докричишься, вот там нужна система кодированных сигналов, которая позволяла бы на расстоянии быстро привести свои действия к общему знаменателю. Моряки много лет вывешивали флаги на мачтах, семафорили, подавали световые сигналы. Но потом люди придумали радио и внедрили эту самую азбуку Морзе. Это было здорово, но переводить на точки-тире живое общение людей между собой — это крайне плохо, а ведь мы именно к этому пришли.

Что такое смайлики и прочие символы современных средств коммуникации? Это те же самые точки-тире, но уже на другом уровне. В российском фильме «Бумер 2» хорошо сказано про смс-культуру. Вот сидит девушка в Подмосковье, а парень её на Байкале. И как он в эсэмэске отразит всю красоту Байкала? Никак. Но люди приняли этот формат общения и стали картинками из китайского театра теней, плоскими и чёрно-белыми. Вот что такое современный виртуальный мир.

Так посредством современных гаджетов людей подвели к тому, что уже было отлажено на бумаге. Не зря в Китае до сих пор каллиграфии придают большое значение. У арабов, кстати, тоже каллиграфия развита, но это совершенно другое. Арабская каллиграфия отражает красоту слов, она не переворачивает мир. Потому что арабское письмо не магическая формула. А вот китайский иероглиф сродни ей, если его правильно использовать.

Иероглифическое письмо, волшебный фонарь, театр теней и азбука Морзе. Кто же стоял за всеми этими экспериментами, отрабатывая технологии обработки и фильтрации людей? Кто они, родоначальники современной науки и создатели научного метода познания? Монахи, кто же ещё? В первую очередь францисканцы с бенедиктинцами. Но это тема для отдельного разговора. А пока повторюсь, что я не запрещаю пользоваться цифровыми технологиями, но нельзя позволять, чтобы посредством цифровых технологий использовали нас самих.

НЕЛЬЗЯ ПОПАДАТЬ В МАТРИЦУ.