В свете финансово-экономического кризиса в России на интернет-форумах активно обсуждается роль тех или иных государств в происходящем. В данном контексте под пристальным вниманием находится позиция Турции, не присоединившейся к антироссийским санкциям. Причем многие недоумевают, каким образом туркам удается следовать собственным внешнеполитическим курсом и порой в противовес своим мощным геополитическим союзникам?

С другой стороны, ничего спонтанного в таком развитии событий нет, так как опыт взаимоотношений между Турцией и Россией однозначно свидетельствует об особом отношении Анкары к Москве и к собственной истории. Вспомним хотя бы монумент «Республика» на стамбульской площади Таксим, воздвигнутый в 1928 году. Хорошо известно, что рядом со скульптурой Ататюрка и других лидеров новой Турции на нем значатся фигуры двух российских генералов — Михаила Фрунзе и Климента Ворошилова. По крайней мере, так считают турецкие историки. По мнению некоторых российских авторов, что место второго занимает скульптура Семена Аралова, полномочного представителя СССР в Турции в 1922-23 годах.

Считается, что россияне оказались рядом с Ататюрком по его личному указанию в благодарность за военно-финансовое участие Советской России в становлении независимой Турции. Речь идет о советско-турецком договоре о дружбе и братстве, подписанном в марте 1921 года, после подписания которого в Турцию потекли оружие и финансы и прибыли опытные военные советники во главе с командующим вооруженными силами Украины и Крыма М. Фрунзе (1). В тот период К. Ворошилов командовал войсками Северо-Кавказского военного округа, а с конца 1925 года занимал должность наркома по военным и морским делам СССР.

Получается, что на гранитном монументе в центре Стамбула вполне мог оказаться любой из вышеназванных государственных деятелей советской России. Но ведь вопрос далеко не в конкретизации фамилий изваянных фигур, а в самом факте помещения образов советских генералов рядом с турецким вождем, что не могло произойти без его одобрения. А это лишний раз демонстрирует отношение турок к их исторической памяти и опосредованно свидетельствует о благодарности турецких лидеров.

К слову, по воспоминаниям Петра Ворошилова, сына прославленного маршала, всем членам возглавляемой его отцом советской делегации, участвовавшей в праздновании десятой годовщины Турецкой республики в 1933 году, были преподнесены уникальные ручные изделия из серебра и золота, ковры, кальяны, оружие. Турецкий президент лично подарил советскому наркому золотые карманные часы с выгравированным вензелем «КВ» и сказал, что стоит тому только показать эти часы, как в любой час дня и ночи перед ним будут раскрыты все двери к сердцу Турции. Именем Климента Ворошилова названа и одна из улиц Измира (2).

В период демонтажа памятников Ленину и другим советским вождям на постсоветском пространстве ряд представителей новой российской элиты высказались за снос скульптур российских генералов на монументе "Республика". Анкара на это не пошла, мотивировав свою позицию невозможностью стереть историческую память.

Как интересно, однако, порой проявляются гримасы истории. В 1918 г. один из декретов пришедших к власти большевиков призвал сносить памятники, воздвигнутые "в честь царей и их слуг" и не представляющих интереса в историко-художественном отношении. Естественно, несмотря на последнюю оговорку, сметалось все подряд, ибо проводился "широкий конкурс по выработке проектов памятников, долженствующих ознаменовать великие дни Российской социалистической революции" (3). И что же? Как долго продержались новые изваяния? По историческим меркам совсем недолго, чуть более 70 лет. Говоря другими словами, сработал бумеранг.

Не потому ли турецкие власти отклонили предложение снести скульптуры Фрунзе и Ворошилова? Насколько представляется, нет. В конце концов, во время недавних протестных акций на Таксиме митингующие возмущались не только планами по закрытию городского парка, но и намерениями демонтировать монумент "Республика" (пусть и под предлогом реформирования площади). А для многих турок это не просто памятник, а символ провозглашенной в 1923 году независимости. Как сказал бы Чингиз Айтматов, "прошлое продолжает жить в настоящем, и его истоки могут продолжать питать будущее" (4).

Но мало тех, кто прислушивается к маститым мыслителям, и посягательства на историческую память продолжаются. В ходе военных действий в Сирии были разрушены или повреждены около трехсот объектов культурного наследия, в том числе минарет XII века в Алеппо, памятники Пальмиры и замок крестоносцев Крак де Шевалье (5). Более ста археологических и около пятисот исторических памятников были уничтожены армянами на оккупированных азербайджанских территориях.

А разве нечто подобное не происходит в мирное время? Вспомним, к примеру, поднятый 2008 году вопрос о выселении Региональной национально-культурной автономии татар Москвы из исторического центра мусульман — Дома Асадуллаева в Малом Татарском переулке (6). Построенный в 1913 г. на средства азербайджанского нефтепромышленника Ага Шамси Асадуллаева четырехэтажный дом имеет огромное значение для московских мусульман. Однако на фоне разногласий внутри татарской автономии Москвы его дальнейшая судьба до сих пор остается неясной.

Безусловно, историческая память проявляется не только посредством сохранения памятников. Не меньшее значение имеет и объективное изложение исторических фактов. В этом ракурсе весьма отрадно, что авторы Электронной еврейской энциклопедии признают, что "сравнительно благоприятное социальное положение евреев в Испании под властью ислама обусловило исключительный культурный расцвет испанского еврейства" (7). Они же отмечают, что в период своего высочайшего расцвета еврейская культура в Испании сосуществовала "бок о бок с арабской" и испытывала "влияние последней" (8).

Еврейские историки не обошли стороной и многочисленные случаи помощи еврейским беженцам со стороны турок во время Второй мировой войны. В источнике отмечается, что власти Турции "как правило, предоставляли им возможность проследовать транзитом через территорию страны, а нередко даже разрешали временно обосноваться в ней (во избежание конфликта с Германией до 1943 г. такие разрешения чаще всего давались негласно)". Турецкие консулы в Марселе, Афинах и на острове Родос "спасли сотни евреев, обреченных на уничтожение, объявив их подданными Турции и приняв под свое покровительство. С 1943 г. многие еврейские беженцы покидали Европу на турецких судах, приходивших за ними в румынские порты" (9).

Не забыли помощи турок и ирландцы. Весной этого года министр искусств, наследия и гэлтахтов Джимми Динихен, выражая благодарность всем, кто поддержал ирландцев во время картофельного голода 1845 — 1849 годов, упомянул и о пожертвованиях османского султана Абдул-Меджида I (10). В те годы ирландские дворяне подготовили благодарственное письмо султану, и в июне 2010 г. копия этого документа демонстрировалась на выставке в офисе Еврокомиссии в Дублине (11).

Признаем, вышеприведенные факты должно только приветствовать. Бережное отношение к собственной истории воспитывает в молодежи любовь к родине, земле, корням. Объективное отношение к общим успехам и неудачам укрепляет общество и нацию, позволяет видеть свои слабые и сильные стороны, находить союзников и преодолевать разногласия. Порой именно осмысления такого рода опыта не хватает тем лицам и группам, которые втягивают свои народы в гражданские противостояния и вооруженные конфликты. Тем важнее время от времени освежать память и извлекать полезные уроки из истории.

Примечания

1. Из редакционной статьи на сайте Посольства РФ в Турции
http://www.turkey.mid.ru

2. Невероятные похождения Клима Ворошилова в Турции http://cripo.com.ua

3. Декрет о памятниках Республики http://www.hist.msu.ru

4. Интервью Чингиза Айтматова http://magazines.russ.ru

5. ООН: в результате войны в Сирии пострадали 290 объектов всемирного культурного наследия
http://itar-tass.com

6. У татар-мусульман хотят забрать исторический центр и выставить его на торги
http://www.islamnews.ru

7. Ислам / Электронная еврейская энциклопедия http://www.eleven.co.il

8. Испания / Электронная еврейская энциклопедия http://www.eleven.co.il

9. Турция / Электронная еврейская энциклопедия http://www.eleven.co.il

10. Jimmy Deenihan. Time to recall our Famine heroes http://www.irishexaminer.com

11. Ken Murray. Role of Turkey during Famine clarified http://www.highbeam.com