Продолжая разговор о кинематографе, давайте разберем на конкретном примере один из аспектов его применения. Мы уже говорили о «жуке в муравейнике» — таком методе исследования, когда закидывают жука в муравейник и наблюдают за реакцией широких муравьиных масс. Если реакция подопытных не устраивает, то ищут нового «жука», а если всё проходит так, как нужно, то ровно по этим лекалам запускается проект с уже предсказуемым результатом.

В мире есть подлинные мастера такого рода экспериментов. В США это — братья Коэны, Вуди Аллен, Коппола. Ну а в Европе вне конкуренции Гай Ричи.

Любопытнейший тип, надо признать. Будучи выходцем из высшего общества, Гай Ричи позиционирует себя как «парень из рабочего квартала». При этом его творчество вполне можно охарактеризовать как новое направление в кинематографе, английский ответ Квентину Тарантино, а его «Карты, деньги, два ствола» могут посоперничать с легендарным «Криминальным чтивом».

Ричи был женат на Мадонне, потом благополучно развелся. Если разобрать этот брак, то Ричи — это Англия, а Мадонна — Америка. После успешной раскрутки, а ни для чего другого она ему не была нужна, он от неё технично ушёл. Так сказать, поматросил и бросил. По большому счету, именно так Европа и использует США.

При всём этом Ричи, как истинный человек Западного Проекта, отличается чрезвычайной последовательностью и схематичностью. Так уж они устроены. Он снимает подряд «Шерлока Холмса» и «Шерлок Холмс. Игра теней» по мотивам рассказов Конан Дойля. А в них «есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам», в смысле английской шпане из прежних фильмов Ричи.

Причем основные посылы заданы оригиналом. Сэр Артур Игнейшус Конан Дойл был человеком очень непростым. Католик и спиритуалист, выдвиженец Серьезных Кругов™, он стоит в одном ряду с Яном Флемингом, создателем Джеймса Бонда. Более того, является его предтечей.

Шерлок Холмс — это Джеймс Бонд XIX века. Он был образцом для нескольких поколений европейских, да и не только, молодых людей. Но о Конан Дойле и его друге-сопернике Редьярде Киплинге — в другой раз, а сейчас поговорим об особенностях «Шерлока Холмса» нынешнего. Фильм перенасыщен символами, которые можно и нужно разбирать отдельно, если есть желание понять, куда ведут западную цивилизацию, а с ней и весь мир, стоящие за Гаем Ричи. Но в рамках одной статьи это сделать невозможно, поэтому выделю основные, на мой взгляд, моменты.

1. Полное разоблачение масонов. Неофициальные лидеры Британской империи, члены Храма Четырёх Орденов — символа старой элиты, которая оперировала мистикой и магией, уважением к Традиции и принципами тайного управления, основанного на сокрытии эзотерических знаний — оказались неспособны сопротивляться вызовам Нового Времени™ и были либо убиты лордом Блэквудом, либо завербованы им, а с его поражением — полностью дискредитированы.

Соответственно, деструктивная роль масонства, неспособность к переменам и развитию не оставляет сомнения в бесперспективности их власти. Кстати, фильм снят в 2009 г. и уже сейчас мы видим воплощение в жизнь его деклараций.

2. Претенденты на власть разделены на технократов тайных (лорд Блэквуд) и явных (профессор Мориарти), которые следуют друг за другом в погоне за властью. Причем цели и суть их явно различаются, несмотря на общность средств и инструментов.

Лорд Блэквуд стремится укрепить власть Старой Силы™, в первую очередь планируя покорить США с их могучей масонской историей. Ради этого он разбирается со своим отцом (магистром Храма Четырех Орденов) и его коллегами. При этом он хочет не свержения, а улучшения существующей на тот момент властной парадигмы, используя достижения технического прогресса, но сохранив весь мистический ритуал. Говоря иными словами, Блэквуд – эволюционист.

Совсем иные цели у профессора Мориарти. Технократ, математик и промышленник, он не стремится к власти над душами людей. В отличие от Блэквуда он хочет власти материальной и выражает интересы части европейской элиты, в первую очередь, германской. Развязав войну, профессор планирует увеличить сбыт оружия, производимого на его предприятиях и, невиданно разбогатев, взять власть в свои руки. Новое общество должно избавиться от архаики и стать полностью капиталистическим. Под лозунгами анархизма Мориарти, истинный революционер, перекраивает мир.

3. Блэквуд и Мориарти стремятся изменить структуру власти.

Блэквуд начинает с попытки уничтожить парламент. Восхождению «нового» британского абсолютизма мешают не только старые масонские бонзы, но и принципы государственного устройства Великобритании. И вот что интересно: уничтожив парламент, Блэквуд не собирался останавливаться; его целью была королевская семья, и это было главной ошибкой Тёмного Лорда™.

Мориарти идёт другим путём. Он меняет качественную структуру высшего света тем, что сам входит в него. Не потомственный аристократ голубых кровей, а учёный, профессор и капиталист.

4. Холмсу «помогает» доктор Ватсон. О, этот доктор. В глазах советских людей, да и нынешних россиян, Ватсон — это Виталий Соломин из фильмов Масленникова. Нежный, трогательный, наивный. Верный друг, любящий муж. Образец Советского Человека™. Но этот образ был создан для колониальных дурачков.

Ричи показал нам настоящего Ватсона: английский врач (по определению, высокообразованный садист); офицер британской армии, ветеран афганской кампании (по сути, профессиональный солдат и убийца); боксер (иными словами, костолом); авантюрист, игрок и задира. Именно такой истинный джентльмен приставлен к Холмсу, чтобы тот чего не попутал. Джуд Лоу, кстати, сыграл великолепно, не отнять.

5. За спиной Шерлока стоит Майкрофт Холмс.

Если в рассказах Конан Дойля ещё приходится как-то додумывать и домысливать законспирированную суть Старшего Брата™, то здесь всё открыто. Майкрофт нарочито не похож на Шерлока. Аристократ, представляющий высший свет британского общества, он нигде не светится и участвует только в самых закрытых клубах. Кстати, оцените тонкий юмор сэра Артура в описании клуба, где джентльмены только и делают, что молчат.

При этом именно Майкрофт решает, ЧТО нужно делать, предоставляя КАК — исполнителям, которых он глубоко и совершенно искренне презирает. Всех этих Шерлоков, Ватсонов и прочих Лестрейдов. Появление его голым перед Мери Морстен разительно напомнило мне историю с Черчиллем, который купался в ванне перед гордыми арабскими шейхами. «А что такого? Зверьков не стесняются. Они чувств не имеют»©.

6. И Блэквуд и Мориарти проигрывают именно Шерлоку Холмсу. Частному сыщику, наркоману и гомосексуалисту, который (и это важно) оперирует методами дедуктивного мышления. Более того, «используя музыкальную теорию, он создаёт порядок из хаоса»©. Ни больше, ни меньше.

Шерлок Холмс — Философ, и этим он побеждает Мистиков и Мудрецов. Он меняет парадигму европейской интеллектуальной школы. В этом смысл дилогии Гая Ричи о похождениях странного, по сути, больного человека. Да и человека ли? Так кто он, мистер Холмс?

ПИФАГОР НОВОГО ВРЕМЕНИ.