Основатель психоанализа Сигизмунд Шломо Фройд, известный нам как Зигмунд Фрейд, был весьма своеобразным человеком. О нём часто рассказывают душещипательные истории, как в детстве он чуть ли не нищенствовал, проживая с отцом в «беднейшем районе Вены». На самом деле район Леопольдштадт был ничем иным, как венским гетто, где оседали евреи со всей империи. Там он и получил впечатляющий старт, поступив сначала в гимназию, а затем и на медицинский факультет Венского университета. Для «бедняка» карьера неслыханная.
По окончании университета Фройд-Фрейд попробовал себя в медицинской практике, но нашел её «утомительной». В результате он прославился увлечением кокаином, который всячески рекламировал, прописывая его всем подряд и употребляя самостоятельно. Иначе как «волшебным» Фрейд действие кокаина не называл. Он написал несколько восторженных статей, посвященных «лечению» кокаином, и без колебаний советовал его применять, «не беспокоясь о накапливании в организме». К счастью, молодой доктор не успел охватить своими рекомендациями большое количество людей.
Выведенный коллегами на чистую воду предприимчивый кокаинщик вскоре нашёл новую нишу и целиком погрузился в сферу психиатрии. Воспользовавшись связами в определённом кругу венских врачей, приобретёнными ещё в Леопольдштадте, он пробился в ученики к знаменитому врачу-психиатру Жану Шарко, обойдя при этом многих куда более достойных претендентов. Чего ждал Сигизмунд от будущего, видно по его письмам невесте: «Я приеду с деньгами… Потом я отправлюсь в Париж, стану великим учёным и вернусь в Вену с большим, просто огромным ореолом над головой, мы тотчас же поженимся, и я вылечу всех неизлечимых нервнобольных». Видно, что от кокаина пылкий жених отказываться не собирался.
В 1895 году Фрейд публикует работу «Исследования истерии», написанную им совместно с известным в Австрии еврейским психиатром Йозефом Брейером. Этот момент считается «рождением психоанализа». Однако Брейер к тому времени полностью порвал с Фрейдом и весьма нелестно отзывался как о его работах, так и о нём самом. В дальнейшем наш герой ошибок в виде соавторства не допускал.
В период с 1897 по 1899 годы Фрейд усиленно работал над произведением, которое впоследствии считал самым важным своим трудом — «Толкование сновидений». За это время он был практически отвергнут научным сообществом, успел пережить смерть отца, сильнейший невроз и подружиться с Вильгельмом Флиссом. Эта дружба, «сравнимая с любовью к жене», вызвала много кривотолков. Выходец из семьи ортодоксальных евреев, Флисс очень много времени уделял проблемам женской сексуальности, причём в весьма специфическом разрезе. Задолго до Вейнингера он подробно и систематически развивал идею и теорию бисексуальности. Их дороги с Фрейдом в дальнейшем скандально разойдутся, но в 1900 году именно Флисс помог другу выпустить в свет «Толкования», с которых и началось интенсивное продвижение фрейдистских идей.
Большую роль в этом продвижении сыграл Вильгельм Штекель, пациент, а затем и коллега Фрейда. Родившийся в еврейской семье в местечке Бояны (Украина), Штекель прославился фразой: «Признак незрелости человека — то, что он хочет благородно умереть за правое дело, а признак зрелости — то, что он хочет смиренно жить ради правого дела». Придёт время, и он тоже порвёт с Фрейдом, но в первое время именно Штекель был главным пропагандистом психоанализа. Будучи своего рода медицинским журналистом, он «наводнил Австрию и Германию периодическими изданиями, в которых обозревались и обсуждались психоаналитические темы».
Созданное по его инициативе «Венское психоаналитическое общество», помимо Фрейда и самого Штекеля, включало в себя таких известных в сфере психоанализа людей, как Альфред Адлер, Макс Кахане, Исидор Задгер, Макс (Мордух) Эйтингон, Карл Абрахам, Отто Ранк, Шандор Ференци и др. Всех их объединяла не только пламенная страсть к психоанализу и разного рода сексуальным девиациям, но и общее происхождение.
С тех пор психоанализ прочно вошёл в мир. Он оказал значительное влияние на психологию, медицину, социологию, антропологию, литературу и искусство XX века. Среди достижений Фрейда наиболее важными считаются: разработка модели психики, состоящей из Оно, Эго и Супер Эго; выделение специфических фаз сексуального развития; создание теории эдипова комплекса, психологизация понятия «бессознательное»; а также разработка таких терапевтических методик, как метод свободных ассоциаций и толкование сновидений.
Тем не менее многие исследователи считали и считают Фрейда интеллектуальным шарлатаном. Практически каждый фундаментальный для фрейдовской теории постулат был подвергнут уничтожающей критике со стороны видных учёных и писателей. Карл Ясперс, Эрих Фромм, Альберт Эллис, Карл Крауси и многие другие категорически не приняли учение Фрейда. Фредерик Крюси и Адольф Грюнбаум называли её эмпирический базис «неадекватным». Карл Поппер считал теорию Фрейда псевдонаучной, а Питер Медавар вообще заклеймил психоанализ «мошенничеством».
Фрейд и сам признавал невозможность оценить достоверность психоаналитических методов. В своих лекциях «Введение в психоанализ» он отмечает, что привычная для медицины «наглядность» в психоанализе отсутствует. В нём нет анатомических препаратов, химических реакций, сокращения мышц при раздражении нервов. Нет возбудителей болезни, нет фактов, свидетельствующих о характере речи и поведении, об изменениях в мимике, которые выявляются при психиатрическом освидетельствовании.
Нет вообще ничего, так как в психоанализе всё обстоит совсем по-другому, чем в классической медицине. При психоаналитическом лечении происходит только обмен словами между пациентом и врачом, во время которого не допускается присутствие посторонних. То есть эту беседу, в которой и заключается лечение, нельзя услышать непосредственно. Узнать о ней и познакомиться с психоанализом можно лишь в буквальном смысле слова «понаслышке».
После прочтения базовых трудов самого Фрейда любой непредвзятый человек увидит, что огромное количество «практических примеров», которыми они переполнены, банально высосаны из пальца. Фрейд не приводит имён, не показывает истории болезни, не даёт никаких документов, подтверждающих действительность якобы происходивших событий. Описанные сновидения всегда относятся к «пациентам» (в особенности к «пациенткам»), «университетским коллегам», «знакомым» и другим, столь же безымянным источникам. В лучшем случае используются сокращения, вроде «Анна О.», однако в реальной жизни этих людей не видел никто.
Таким образом, со всеми первоначальными «достижениями» Фрейда со товарищи мы можем познакомиться не просто «лишь понаслышке», но исключительно со слов самого Фрейда. Никаких, повторяюсь, никаких объективных критериев для оценки истинности психоанализа нет и не было. Соответственно и оценка его со стороны специалистов была вполне однозначной. Умберто Эко устами героини своего знакового романа «Маятник Фуко» говорит:
— Что ты думаешь о своём бессознательном?
— Ничего. Даже неизвестно, есть ли оно вообще.
— Вот именно. Началось с того, что один венский бездельник для развлечения приятелей выдумал кучу Эгов, Суперэгов и Оно, серию снов, которых никто никогда не видел, и ораву маленьких Гансов, которых не было на свете. К чему это всё привело? Миллионы людей с готовностью превратились в невротиков. Тысячи других людей пользовались и пользуются этим для личного обогащения.©
Но почему бредовые идеи «венского бездельника» так широко распространились по миру? Несмотря на вполне обоснованные возражения и активное неприятие со стороны врачебного сообщества. Здесь есть два фактора.
Во-первых, всё происходившее в Великих Державах в конце XIX — начале ХХ веков было отмечено каиновой печатью «дела Дрейфуса». Волна антисемитских настроений в европейском обществе столкнулась с могущественной силой. В этой битве сотрясались правительства, что уж говорить о такой специфической сфере, как психиатрия и невропатология, во многом завязанной на освещение результатов в средствах массовой информации, которые по большей части контролировались так называемым «еврейским капиталом». На этом фоне любой негатив в отношении идей Венского психоаналитического общества представлялся как чистый антисемитизм, что вызывало бурную ответную реакцию.
Во-вторых, когда после Первой и Второй мировых войн человечество стали интенсивно загонять в так называемую Матрицу, перед власть имущими в полный рост встала проблема объяснения людям нестыковок в восприятии окружающего мира.
Дело в том, что суть Матрицы состоит в подмене мира реального миром виртуальным, смоделированным. «Погружение» в неё начинается с подмены истинных ценностей ложными, а это процесс непростой и опасный. Ведь когда человек вдруг видит, что набор стереотипов в его голове не соответствует действительности, это приводит к тяжелейшим психическим травмам.
Пресловутый когнитивный диссонанс именно в этом и заключается. Отсюда рождается ущербность, появляется злоба. В злобе же человек становится неадекватным, но при этом вполне предсказуемым, а главное — управляемым. Для этого всё и делалось, но проблема состояла в том, что длительное нахождение в таком состоянии чревато нервными срывами.
В результате объект манипуляции через некоторое время приходил в негодность, и смысл всего действа терялся. Самым правильным в этом случае было бы привести представления человека об окружающем его мире и сам этот мир к общему знаменателю, устранив нестыковки, которые и порождают конфликт. Но для власть имущих было важно излечить человека от неврозов, не меняя при этом его неверные психологические установки.
И вот тут фрейдистские измышления пришлись ко двору как нельзя лучше. Ведь Фрейд и его последователи списывали всё, что происходило с человеком (неважно на самом деле или в его фантазиях), на проблемы (зачастую выдуманные и навязанные), которые якобы имели место в его детстве. Пациентам предлагалось более-менее обоснованное объяснение их психологических недугов, чтобы они на время успокоились и продолжили подчиняться матричным законам.
Таким образом, психоанализ есть ни что иное, как один из методов введения человека в виртуальную реальность, разве что без использования технических средств. Не просто так подъём психоанализа в США совпал с «сексуальной революцией» 60-х годов прошлого века. С тех пор, «преодолевая» стандартный набор «детских травм», психоаналитики имеют неплохой доход. Их же пациенты получают лишь оправдание для своего неверного представления о мире.
«ЗАВИСАЯ» В МАТРИЦЕ НА НЕОПРЕДЕЛЁННЫЙ СРОК.